Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как художники работают с цветом

Живопись имеет в своём арсенале множество изобразительных средств. В распоряжении художника находятся линия, светотень, фактура красочного слоя и, конечно, цвет. Большинство художников подбирают цвета интуитивно, но часто за интуицией стоит теория.

Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать

Теория цвета

Уже в XVIII–XIX столетиях появляются первые научные и мистические теории цвета. Вместе с ранними теориями возникают и первые цветовые круги — системы цветовых сочетаний. Среди их создателей были представители самых разных профессий. Писатель и мыслитель Иоганн Гёте, физики Исаак Ньютон, Джеймс Максвелл и Вильгельм Освальд, химик Джордж Филд, живописцы Филипп Рунге, Василий Кандинский и Альберт Манселл предложили собственные теории цвета и варианты цветовых кругов.
В 1704 году Ньютон провёл свой эксперимент с призмой и определил, что свет состоит из нескольких цветов. До этого свет считался бесцветным. Открытие Ньютона легло в основу теории цвета. Он разделил спектр на семь цветов — по числу цветов радуги и количеству нот, и расположил их в форме круга.
null
Цветовой круг И. Ньютона
Эта теория понравилась не всем. Её ярым противником был Гёте. В «Учении о цвете» он предложил другую модель. По мнению Гёте, первичные цвета — жёлтый и синий — возникли из противостояния света и тьмы. Он изучал физиологическое и психологическое влияние цвета на человека, связь цвета и эмоций.
Современник Гёте, художник-романтик Филипп Рунге выдвинул собственную идею «цветового тела», которую он выразил в виде цветового шара. На его полюсах находились белый и чёрный, на линии экватора — чистые красный, жёлтый и синий цвета, на меридианах — комбинации чистых цветов с чёрным и белым, а внутри — все приглушенные тона.
null
Цветовой шар Ф. Рунге

Цветовой круг Иттена

В XX веке появился самый популярный цветовой круг, которым до сих пор пользуются дизайнеры и художники. Его разработал Иоханнес Иттен — живописец и теоретик искусства из Швейцарии.
Он работал в легендарной архитектурной школе Баухауз и разработал учебный курс о цвете, форме и фактуре материала. Круг Иттена был описан в его книге «Искусство цвета», опубликованной в 1961 году и представляет собой схему из 12 цветов.
null
В середине расположены основные цвета — красный, синий и жёлтый. Их сочетания дают цвета второго порядка — зелёный, оранжевый и фиолетовый. Они находятся вокруг основных. На внешней стороне круга расположены ещё 12: это 3 основных, 3 второстепенных и 6 цветов третьего порядка. Каждый оттенок третьей группы получается от комбинации первых двух.

Сочетания цветов

В круге возможно огромное количество разнообразных комбинаций цветов. Самых распространенных вариантов всего шесть.
  • Комплементарное сочетание  это комбинация двух контрастных цветов, находящихся на противоположных сторонах круга. В этом случае один цвет выступает основным, а другой — дополнительным.
  • Контрастная триада: её принцип тот же, что и в комплементарном сочетании, но один дополнительный цвет заменяют на два, находящихся на углах равнобедренного треугольника.
  • Классическая триада включает три цвета на углах равностороннего треугольника.
  • Аналоговая триада — это спокойная и сдержанная комбинация трёх соседних цветов внешнего круга.
  • Тетрада — комбинация четырёх оттенков на углах прямоугольника.
  • Квадрат — спокойная комбинация из четырёх достаточно близких цветов.
null

Субъективное восприятие цвета

Несмотря на то что Иттен разработал целую систему цветовых сочетаний, он считал субъективное восприятие — комбинации, которые кажутся гармоничными конкретному человеку — важным фактором. Субъективные сочетания могут передать чувства и образ мысли художника. С их помощью такие мастера как Ван Гог и Матисс выражали свои эмоции и мировоззрение. Главная сложность состоит в том, чтобы найти подходящие субъективные цвета.

Сила контраста

Передать настроение, усилить или смягчить воздействие цвета, создать нужный оптический эффект может контраст. Существует множество видов контраста: цветовой, контраст светлого и тёмного, тёплого и холодного, по насыщенности и площади цветовых пятен.
Разные периоды в истории искусства тяготеют к разным типам контраста. Например, противопоставление тёплых и холодных цветов было характерно для средневекового искусства. Древнерусские иконы и витражи готических соборов основаны на символическом контрасте синего и красного. Схожие цветовые сочетания можно увидеть в живописи фовистов, использовавших яркие контрастные цвета.
То же самое касается цветовой палитры и колорита: различные этапы в истории живописи тяготеют к разному набору цветов и их соотношения между собой. Можно говорить о колорите национальных художественных школ (венецианской, голландской, фламандской) и о колористических системах отдельных мастеров — Тициана, Рембрандта, Рубенса, Пуссена.

Цвет и форма

В теории Иттена базовые цвета соотносятся с основными геометрическими фигурами. Квадрат означает неподвижность материи, и красный цвет. Треугольник — динамичная фигура, символ мысли и жёлтого цвета. Круг соответствует вечному движению духа и синему цвету.
При работе с формой действуют те же правила, что и при образовании вторичных цветов. Например, оранжевому цвету соответствует форма трапеции, а фиолетовый цвет соотносится с овалом.
Впрочем, законы цвета по Иттену не есть что-то безусловное. Значительную роль играет талант художника, его субъективное чувство цвета: «…если вы, не зная законов цвета, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом незнании. Но если вы, не зная этих законов, не способны создавать шедевры, то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний».

Правое полушарие Интроверта

ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО