До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Уход от реальности: как работает эскапизм в кино

Тебе иногда хочется хотя бы ненадолго сбежать от проблем и рутины? Такое бегство называется эскапизмом. Как оно изображается в кино? Разбираемся в статье.
Время чтения: 4 минуты

Приложение для саморазвития. Скачать

Побег во времени

Фильмы, обращающие внимание на проблему эскапизма, можно разделить на несколько типов. Первый из них — побег во времени. Этот прием использовали еще писатели эпохи романтизма. Недовольный своим временем и его нравами герой совершает путешествие во времени в поисках Золотого века — периода, когда люди были честнее, а жизнь проще.
«Полночь в Париже» (2011), реж. Вуди Аллен
Так поступает Гил из фильма Вуди Аллена «Полночь в Париже» — писатель и романтик, он живет мечтами о Париже 20-х, в котором творили его любимые писатели и художники. Но попав в начало века, он узнает, что и Фицджеральд, и Хемингуэй, и Гертруда Стайн не были особенно счастливы, а кто-то считал, что Золотой век закончился вместе с прекрасной эпохой, то есть 1900-ми годами.
«Кейт и Лео» (2001), реж. Джеймс Мэнголд
Главные герои фильма «Кейт и Лео», наоборот, из XIX века отправляются в XXI и это путешествие помогает им по-новому оценить свою жизнь. В его времени ему грозит женитьба ради денег, на него давит семья, но случайное путешествие в будущее помогает ему понять, что идеальных эпох не существует. Когда он возвращается назад, с ним отправляется успешная карьеристка Кейт, с которой у него успели завязаться отношения. У нее как раз нет недовольства современным ей миром. Она делает выбор в пользу прошлого из-за ее чувств к Леопольду.

Побег в иные миры

«Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф» (2005), реж. Эндрю Адамсон
Однако побега в другое время не всегда оказывается достаточно и герои сбегают в другие миры. Причиной этому может быть, например, война. Герои «Хроник Нарнии» уезжают из Лондона из-за бомбежек и в доме профессора Дигори Кёрка находят волшебный шкаф. Через него можно попасть в иной мир — Нарнию, населенную магическими существами. Побеждая злую Белую колдунью, они справляются с личностными страхами и проблемами, а возвращаются назад повзрослевшими — внутренне на 15 лет, но совсем не изменившимися внешне. Это оказалось отличной метафорой того, как быстро заканчивается детство в военное время.
Похожая история происходит в фильме Гильермо дель Торо «Лабиринт Фавна». Главная героиня пытается сбежать от ужасов Гражданской войны в Испании и жестокого отчима в сказочный, хоть и не менее мрачный мир, где ее ждет настоящий отец.
«Лабиринт Фавна» (2006), реж. Гильермо дель Торо

Эскапизм в реальной жизни

Но волшебные миры и путешествия во времени доступны не всем. Порой, чтобы сбежать от реальности достаточно просто пойти в кино. Иногда это даже становится способом бунта. Герои фильма «Мечтатели» игнорируют разворачивающиеся вокруг них студенческую революцию и беспорядки 1968 года. Они поглощены кино и друг другом, проводя время в синематеке за просмотром фильмом и воспроизведением сцен из кино. Они живут через призму экрана, поэтому фильм наполнен бесконечными оммажами к классическому кинематографу, ведь для главных героев мир — это коллаж из кусочков кинокартин. Чтобы оказаться в фильме Жан-Люка Годара они совершают пробежку по Лувру, но это почти их единственный их вызов обществу. Пока на улицах гремят демонстрации и строятся баррикады, они увлечены лишь искусством и любовью.
«Мечтатели» (2003), реж. Бернардо Бертолучии
Иногда сами герои подвергаются эскапизму и пытаются сбежать от своей судьбы в реальную жизнь. Героиня «Пурпурной роз Каира» работает официанткой во времена Великой депрессии. Единственной ее радостью являются походы в кино. Она раз за разом пересматривает любимый фильм. Однажды случается чудо — ее кумир Том Бакстон сходит с черно-белого экрана к обезумевшей от счастья Сесилии и признается ей в любви. Однако это чудо не заканчивается хэппи-эндом, поскольку в реальном мире нет места любви как в кино.
«Пурпурная роза Каира» (1985), реж. Вуди Аллен
Эскапизм — понятие многогранное, принимающее несводимые друг к другу формы мечтания, от сумасшествия и осознанного одиночества до искусственных симуляций и безудержной фантазии. В кино попытка к бегству редко заканчивается хорошо, хотя нет ничего плохого в том, чтобы сбежать в волшебный мир после тяжелого дня, например за просмотром фильмов. Главное — вовремя вернуться домой.
Итак, за 4 минуты ты узнал (-а), что:
  • Существует несколько видов эскапизма в кино: побег во времени, побег в иные миры и побег в реальной жизни посредством кино или искусства
  • К фильмам, в которых освещается эта тема, можно отнести «Мечтателей», «Полночь в Париже», «Лабиринт Фавна», «Кейт и Лео» и другие
  • Эскапизм — понятие многогранное, оно может выражаться во снах, мечтаниях, помутнении рассудка, осознанном одиночестве и даже искусственных симуляциях
КИНЕМАТОГРАФ