Автор: Ольга Тарасова, религиовед (УрФУ)
Католичество — одна из трех ветвей христианства. Но почему этих ветвей несколько? И почему католичество так сильно отличается от православия, если оба течения — христианские? Давай разбираться.
Католичество — одна из трех ветвей христианства. Но почему этих ветвей несколько? И почему католичество так сильно отличается от православия, если оба течения — христианские? Давай разбираться.
Время чтения: 9 минут
Приложение для саморазвития. Скачать
Раннее христианство и истоки католицизма
Может показаться, что христианство на ранних этапах было однородным, однако это не совсем так. Уже во время первых соборов начали проявляться различия между христианскими общинами. Споры разгорались из-за того, кем был Иисус: человеком или Богом. Например, Несторий, константинопольский патриарх V века, утверждал, что Иисус одновременно является и Богом, и человеком. То есть как бы имеет две равные природы. А архиепископ Кирилл Александрийский был с ним не согласен и считал, что природа Христа едина. А вот божественное и человеческое в ней слиты воедино, и разделить их так, как сделал Несторий, невозможно. Позже, на Третьем Вселенском соборе приняли вторую точку зрения, однако Несторий имел много последователей и позже на основании его учения была создана Ассирийская Церковь Востока.
Как видишь, христианские споры начались почти сразу после возникновения этой религии. А значит, и дальнейший раскол на католичество и православие не был неожиданностью для христиан. Противоречия возникли задолго до XI века, ведь на востоке и западе даже литургию проводили на разных языках: в Риме — на латыни, а в Константинополе — на греческом.
Великий раскол 1054 года
Официально история католической церкви начинается с Великого раскола 1054 года. Важную роль сыграли политические разногласия: западная церковь провозгласила папу римского правителем и наместником Бога на земле, а восточная ветвь с этим не согласилась.
Устройство восточной церкви отличалось от западной — каждая церковь здесь выбирала патриарха. Главы были равны между собой и не подчинялись кому-то одному, как подчинялись папе римскому на западе. Это хорошо иллюстрирует не только политические, но и богословские различия двух ветвей христианства. Западные и восточные христиане имели в основе одну Библию. Только вот понимали ее по-разному. Там, где католики ссылаются на Евангелие от Матфея: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18) и видят в этом необходимость единого руководителя церкви, православные считают, что Петр и Павел сыграли одинаковую роль в создании церкви. А значит, никакого единого главы быть не может. Борьба за власть привела к конфликту между патриархом Михаилом и папой Львом IX.
Личные отношения двух влиятельных деятелей, языковые и культурные различия на разных территориях стали причиной для появления и вероучительных разногласий. Например, в Риме считали, что во время евхаристии необходимо использовать пресный хлеб, а в Константинополе выступали за квасной. Патриарх и папа предали друг друга взаимной анафеме, то есть отлучили от церкви. С этого момента и началось самостоятельное развитие двух независимых друг от друга христианских течений.
Расцвет католицизма в Средние века
В Средние века католическая церковь стала не только духовным, но и мощным политическим институтом. Папы римские обладали огромным влиянием, вмешиваясь в дела монархов и королевств. Церковь контролировала образование, науку и искусство, а монастыри были центрами знаний и культурного наследия. Получается, что из гонимых и преследуемых христиане превратились в тех, кто эти гонения осуществлял.
Крестовые походы (1096–1272 гг.) стали одним из самых значимых явлений этого периода. Под призывом папы Урбана II тысячи рыцарей отправились в Святую землю, стремясь освободить Иерусалим от мусульманского контроля. Хотя военные цели были достигнуты лишь частично, походы способствовали культурному обмену и открытию новых торговых путей. Инквизиция, то есть священный суд над неверными, стала инструментом для борьбы с ересью и сохранения чистоты веры. Однако методы инквизиторов часто были жестокими. Наверняка ты слышал про пытки и сжигания на костре. Это действительно была распространенная практика. Позже такие меры привели к проблемам с репутацией церкви.
Получается, что Средневековье стало одновременно временем расцвета и могущества католической церкви и началом серьезных внутренних кризисов. Ничего удивительного, ведь когда в руках одного человека власть над несколькими государствами, это неминуемо ведет к проблемам. А проблемы требовали реформ, ведь религия должна отвечать запросам общества.
Реформация и упадок католичества
В период Возрождения церковь столкнулась с критикой и внутренними противоречиями. Распространение гуманистических идей и развитие наук поставили под сомнение авторитет церковных доктрин. Это время ознаменовалось еще и коррупцией внутри церкви, что усилило недовольство среди верующих.
В XVI веке началась Реформация — движение за обновление церкви и возвращение к истокам христианства. Мартин Лютер, немецкий монах, в 1517 году обнародовал знаменитые «95 тезисов». Он критиковал продажу индульгенций, то есть прощения грехов, и другие злоупотребления церкви. Его идеи быстро распространились по Европе. Позже реформация привела к возникновению новых протестантских конфессий: лютеранства, кальвинизма, англиканства и других. Это стало серьезным вызовом для католической церкви, которая потеряла влияние в ряде стран Северной Европы.
В ответ на Реформацию церковь инициировала Контрреформацию. Тридентский собор (1545–1563 гг.) стал ключевым событием, где были пересмотрены и утверждены основные догматы, реформированы обряды и дисциплина духовенства. Была усилена роль инквизиции и основан Орден иезуитов, который активно занимался миссионерской и образовательной деятельностью. В этом можно увидеть попытки католической церкви приспособиться к меняющимся условиям и сохранить лидерство среди мировых религий.
Реформация и Контрреформация радикально изменили религиозный ландшафт Европы. Католическая церковь пережила серьезный кризис, смогла провести реформы и укрепить свои позиции, но разделение христианства стало необратимым. Позже, уже в Новое время, католическая церковь стремилась распространить влияние на новые территории. Америку, Индию и т. д. Однако с того времени католикам приходится соседствовать с множественными протестантскими церквями и о былом влиянии не может быть и речи.
Современное состояние
В XX веке католическая церковь продолжила адаптироваться к новым реалиям. Второй Ватиканский собор (1962–1965 гг.) стал важным шагом к обновлению. Были введены изменения в литургии, позволяющие проводить службы на национальных языках, а не только на латыни. Церковь открыла диалог с другими конфессиями и религиями, признала свободу вероисповедания и права человека.
Сегодня католическая церковь насчитывает более миллиарда последователей по всему миру. Она активно участвует в решении глобальных проблем: борьба с бедностью, защита окружающей среды, продвижение социальной справедливости. Папа Франциск, избранный в 2013 году, стал символом стремления церкви к простоте и сближению с людьми.
Как видишь, католическая церковь прошла много этапов развития: от власти над всей Европой до попыток приспособиться к новым вызовам времени. Секуляризация общества, скандалы, связанные с сексуальными преступлениями духовенства, и необходимость адаптации к современным социальным изменениям требуют от церкви продолжения реформ и открытого диалога с миром. А вот 4 этапа развития католичества:
Этап 1. Истоки католического вероучения лежат в раннем христианстве и апостольской проповеди. Католики видели в Новом завете основания для установления единой власти над христианами, поэтому у них появился титул папы римского. Богословие на востоке и западе сильно отличалось и даже мыслители почитались разные: на западе особое значение имели труды Боэция, Августина и Тертуллиана, а на востоке — Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.
Этап 2. У раскола были в первую очередь политические причины. Еще до 1054 года в Церкви произошел конфликт из-за того, что папа Николай I вмешался во внутренние дела константинопольской церкви и сместил патриарха Фотия. Этот раскол получил название Фотиева схизма. Исследователи считают, что именно с этого момента окончательное разделение христианства стало неизбежным.
Этап 3. В Средние века католическая церковь достигла наивысшего расцвета, однако позже последовала череда серьезных кризисов. Реформация, очередной раскол христианства на множество течений, потеря влияния на многих территориях. Все это привело к тому, что католичество было вынуждено приспосабливаться к изменениям.
Этап 4. Католическая церковь и позже вынуждена была адаптироваться к изменчивым тенденциям в обществе. Так, на Втором Ватиканском соборе в 1962 году было разрешено использовать во время богослужений не только латинский, но и национальные языки, а также евхаристическое общение, то есть возможность совместной литургии с христианами-некатоликами.