В нацистской Германии слово «дегенеративный» по отношению к искусству стало символом жестокой цензуры. Гитлер поручил конфисковать огромное количество картин из музеев. Он считал, что искусство должно быть понятным и другое мнение не признавал. Рассказываем, как фюрер боролся с «безумными» художниками.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Самое главное — понятный сюжет
Адольф Гитлер мечтал стать успешным художником с 13 лет. Он получал отличные оценки на уроках по рисованию в школе и хотел поступить в Художественную академию в Вене. Однако ему это не удалось. Тем не менее Гитлер продолжил писать полотна с видами Вены. Позже он начал коллекционировать картины. В его коллекции было несколько тысяч полотен. Он их приобретал на деньги с продажи книги «Моя борьба». При этом фюреру нравились только те работы, которые имеют понятный сюжет. Гитлер относился пренебрежительно к непонятной живописи: «Терпеть не могу, когда картины пишут кое-как».
В итоге в 1930-е гг. фюрер стал главным цензором, который решал, какие картины полезны немецкому народу, а от каких стоит избавиться. Стоит отметить, что Германия все же была страной, в которой Василий Кандинский написал «Первую абстрактную акварель», четыре студента создали экспрессионизм, архитектор Вальтер Гропиус основал самую влиятельную школу искусства и дизайна Баухауз. Гитлер решил бороться с этим. Он считал, что небо на полотне должно быть синим, трава зеленой и никак иначе.
Выставка «Дегенеративное искусство»
В июне 1937 года фюрер поручает конфисковать из музеев картины, которые написаны кубистами, сюрреалистами, экспрессионистами, импрессионистами. А если директор музея отказывался, его увольняли и на его место назначали другого. Сначала Гитлер хочет все сжечь, но потом понимает, что на работах можно заработать. Он отбирает 4500 полотен, чтобы продать их на аукционах в Швейцарии. В число этих картин входят работы Пикассо, Модильяни, Ван Гога, Дерена. Представители музеев съезжаются на аукцион, чтобы купить известные полотна за гроши. Сын Анри Матисса арт-дилер Пьер Матисс тоже приезжает в Швейцарию, чтобы выкупить работы отца. Но некоторые музеи все же остаются равнодушными, так как не хотят сотрудничать с диктатором. Перед тем, как избавиться от картин, Гитлер хочет показать народу упадок искусства. Специальная комиссия решает отобрать 650 картин, чтобы представить их на выставке «Дегенеративное искусство» в археологическом музее.
«Опасные» картины на всеобщем обозрении
Вход на выставку был бесплатным. Гитлер сделал это для того, чтобы все люди могли увидеть зло, от которого Германия скоро избавится. Главными темами были искусство, которое унижает религию, искусство, которое создано евреями и искусство, оскорбляющее немецких солдат. В выставочном зале были развешаны лозунги «Идеал — кретин и шлюха», «Природа, как ее видит больной разум» и другие. Полотна «Понюшка табака» и «Пурим» Марка Шагала осуждали за расовую преступность. При этом, даже если художник поддерживал власть, но писал «непонятные» картины, их тоже называли «дегенеративными». Например, Эмиль Нольде принял политический режим Гитлера и хотел работать на благо страны. Но он тоже попал на выставку в Мюнхене. Выставки «Дегенеративное искусство» прошли в 12 городах Германии. В 1941 году часть картин уничтожили, другие продали. Какие-то даже удалось оставить в Германии благодаря тайным сделкам коллекционеров.