«Портрет хористки» Константина Коровина — одна из первых работ русских художников, написанная в импрессионистской манере. Здесь живописец больше придает значение тонам, мазкам, нежели характеру героини. Так в чем же суть «Портрета хористки»? Разбираемся в статье.
Искусствоведы считают, что картина «Портрет хористки — один из первых экспериментов Константина Коровина с новым стилем. Хотя на тот момент он не был в Париже и не мог видеть работы французских импрессионистов. Зато частым гостем за границу был Василий Поленов. Художники встретились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Поленов преподавал у Коровина. Увидев работу юного мастера, Поленов заявил: «Вы импрессионист? Вы знаете их?» А Коровин их даже не знал.
Коровину были не по душе реализм и творчество передвижников. Он предпочитал пленэр и любил эскизность и фрагментарность. Интересно, что на обороте полотна художник оставил надпись — пояснение к картине. Оказывается, что он писал портрет девушки на балконе в общественном саду. Модель была некрасивая. На тот момент еще не было портретов Серова, и подобную живопись публика не понимала. А Поленов даже попросил убрать работу с выставки.
Коровин — испанец?
Коровин подчеркивает, что «Портрет хористки» был написан раньше, чем «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» Серова. Это значит, что картина Коровина была новаторской. Но стоит отметить, что это не совсем так. «Портрет хористки» создан в тот же год, что и «Девочка с персиками». Хотя новаторства «Портрета хористки» это все равно не умоляет.
Общество не приняло импрессионистскую манеру письма, которую художник отобразил в «Портрете хористки». Его взгляды не совпадали с традиционной живописью. Даже в Академии художеств он продержался всего три месяца и, разочаровавшись в обучении, решил отчислиться. Коровин рассказывал забавную историю, связанную с «Портретом хористки». Дело в том, что меценат Савва Мамонтов запутал Илью Репина и заставил его поверить, что картина принадлежит испанскому художнику. Репин согласился с этим, а потом друзья рассказали ему, что это создал русский живописец. Репин не мог поверить своим глазам.
Приняли за своего
Картину действительно можно перепутать с испанской манерой письма. Она яркая, колоритная. Даже холодные цвета здесь показаны теплыми и летними.
Знакомство с Мамонтовым оказалось для Коровина удачным. Вскоре он стал известным декоратором в Частной опере мецената. Потом Мамонтов отправился с художником за границу. Для Коровина это была первая поездка за границу.
Коровин посетил Италию, Францию, увидел работы зарубежных художников. Более того, его творчество стало популярным в Париже. Ему присудили международную премию на Парижской Всемирной выставке. За победу русский импрессионист был благодарен Поленову. Когда в Париже Коровина спросили, у кого он учился, тот гордо ответил: «Профессор Поленов».
Хочешь так же, как и Коровин, интуитивно узнавать стиль? Это возможно с саммари «Русское искусство: от икон до Черного квадрата». С ним ты точно покоришь самого придирчивого преподавателя!