До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое «петербургский текст»?

«Петербургский текст» — это понятие, обозначающее тесно связанное с Санкт-Петербургом произведение, в котором город становится не только местом действия, но и главным героем. В статье мы рассмотрим основные черты петербургского текста, его историю возникновения, а также примеры таких произведений.
Время чтения: 3 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

История возникновения петербургского текста

На возникновение петербургского текста повлияли разные литературные традиции. Большую роль сыграла романтическая традиция, которая стремилась изобразить жизнь главных героев с необычайной яркостью и глубиной, выделить их среди всех остальных персонажей. Влияние романтиков можно проследить в текстах: авторы описывают не только внешний облик города, но и его внутреннее устройство, атмосферу и настроение. Они превращают сам город в исключительного персонажа.
В разные десятилетия известные филологи и литературоведы поднимали вопрос об изучении особенностей поэтики произведений, действие которых разворачивается в Петербурге. Но само понятие «петербургский текст» прочно укоренилось после выхода работы Владимира Топорова «Петербургский текст русской литературы».

Топоров писал, что в текстах авторов разных десятилетий «возникают тени Петра, Павла и Александра I, святых подвижников, великих писателей и людей искусства, мысли, науки и — увы! — злодеев, негодяев, бесов. По всему пространству этого текста бродят тени Германна и Пиковой дамы, Медного Всадника и бедного Евгения, Акакия Акакиевича и капитана Копейкина, Макара Девушкина и Голядкина, Прохарчина и Раскольникова, Маракулина и Дудкина, Парнока и Неизвестного поэта и многих других».
Действительно, первые произведения, которые можно отнести к петербургскому тексту, появились в 30-х годах XIX века. Это «Пиковая дама» и «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. В них описываются жизнь простого народа, влияние на них духа города и фантасмагории, происходящие в городе на Неве.
Город важен и у Ф. М. Достоевского. Он активно использовал его как фон для изображения жизни своих героев — нищих, страдающих и одиноких. Исследователи творчества писателя видят единый Петербург Достоевского как город на мета-уровне: не конкретные мосты, реки и каналы, а внутренний дух пространства, который просачивается сквозь страницы книги.
А. П. Чехов в «Рассказе неизвестного человека» использовал город как символ внутренней жизни героев. Через городскую среду он показывал различные аспекты жизни своих персонажей и демонстрировал глубину и многогранность городской жизни. Она влияет на каждого персонажа по–своему, и это заметно при детальном анализе текстов.
Инфернальность и мистицизм, отчаяние и разобщение, переплетающиеся с лучом надежды в беспросветной тьме — таковы петербургские тексты. Эта парадоксальность вполне может быть ответом на вопрос о том, зачем возвращаться в пространство города, о котором уже написано так много.

О чём петербургский текст?

Основные характеристики петербургского текста включают в себя описание городской жизни, изображение архитектуры и пейзажей. Он позволяет показать город не только как физическое место, но и как символ культуры, истории и общественной жизни. В «Преступлении и наказании» изображены реальные улицы, дома, парки и площади Петербурга, где происходят события. Важную роль играет атмосфера города, которая вызывает у Раскольникова чувства одиночества и отчуждения, доведшие его до отчаяния и потом — до убийства.
Использование различных языковых приемов позволяет передать особую атмосферу местности, многогранность повседневной жизни, отчуждение людей друг от друга и некоторую апокалиптичность города. Это лучше всего видно в поэзии: в предреволюционные и первые послереволюционные годы тема гибели и уничтожения Петербурга сквозит в текстах разных авторов. Среди них Блок, Белый, Ахматова, Вагинов и множество других.
Примечательно, что «московского текста» литераторы и критики так и не смогли выделить. Несмотря на то, что еще со времён Карамзина создавались тексты, действие которых происходит в Москве, существование единых тем и мифов в них нередко ставится под сомнение. Основная причина этого — отсутствие единой мифологической основы, в отличие от петербургского текста, который выстраивался после «Медного всадника» и изображённой в поэме легенды о затоплении Санкт-Петербурга. У Москвы таких опорных мифов слишком много для того, чтобы можно было выстроить единую систему текстов: тут и столица страны, и Третий Рим, и новый Вавилон. Петербургу, основанному гораздо позже, проще было создавать свою мифологему вокруг воды и Апокалипсиса.
К чему-то мистическому, неуловимому и противоречивому в Санкт-Петербурге писатели возвращаются в разные эпохи и дополняют сонм текстов о городе и его жителях. Это совершенно разные произведения и литературные традиции: от пушкинского романтизма до реализма Достоевского, от символистского апокалиптического города у Андрея Белого до современных многожанровых историй Ананьевой, Довлатова и Васильева. Но все они объединены проскальзывающим в каждом описании личным отношением к Петербургу, его судьбе и героях.
ЛИТЕРАТУРА