«Друзья» прекрасны тем, что каждый персонаж находится на своем месте и выполняет возложенные на него драматургические функции. Давайте посмотрим на знакомую историю под новым углом и разберемся, как она строится с точки зрения сценария.
Время чтения: 6 минут.
Время чтения: 6 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать
Построение образов
«Друзья» — это в первую очередь яркие и обаятельные персонажи. Легендарная шестерка собрана таким образом, чтобы каждый зритель смог выбрать себе любимчика. «Друзьям» свойственна некая двойственность. С одной стороны, каждый герой представляет собой устойчивую маску, в основе которой лежит гиперболизированная черта характера. Например, Моника одержима порядком, Рейчел ничего не смыслит в быте, Джоуи обаятелен, но глуповат, Росс любит поныть, Фиби эксцентрична, а Чендлер не расстается с сарказмом.
С другой стороны, успешные и долгоиграющие ситкомы постепенно перестают быть «чистым» жанром — и начинают усложнять персонажей. Чаще всего ситком «перемешивается» с мелодрамой, которая требует другой степени условности. Актеры исполняют мелодраматичные сцены даже стилистически иначе. Вспомните хотя бы первый поцелуй Росса и Рейчел: перед нами жизненный, не преувеличенный момент, который выбивается из общего ряда обычных сцен в сериале. Таким образом, зритель «Друзей» может и легкомысленно посмеяться, и всерьез поволноваться, и даже искренне поплакать.
Каким должен быть главный герой?
По уровню обаяния и продуманности персонажи «Друзей» абсолютно равнозначны. Но выделить главного героя вполне возможно, если смотреть на него как на набор драматургических функций, чем он в первую очередь и является. Давайте разберемся, какие функции выполняет главный герой любой истории.
Обычно это личность, которая переживает колоссальные внутренние изменения. Автор ставит персонажа в условия, в которых он вынужден меняться, и именно этот процесс захватывает зрителя. Нам неинтересен событийный ряд фильма сам по себе. Нам важна личность внутри этих событий: ее поведение, реакции, решения.
Обычно это личность, которая переживает колоссальные внутренние изменения. Автор ставит персонажа в условия, в которых он вынужден меняться, и именно этот процесс захватывает зрителя. Нам неинтересен событийный ряд фильма сам по себе. Нам важна личность внутри этих событий: ее поведение, реакции, решения.
Следующая важная функция главного героя — зритель должен идентифицировать себя с ним. Большинство главных героев похожи на нас. Легко сопереживать герою, похожему на тебя, со знакомыми проблемами и обстоятельствами. Сопереживание, в свою очередь, пробуждает интерес. А за интересом следует коммерческий успех. Важно наделять персонажа не только положительными качествами. Чем ближе герой к идеалу, тем дальше он от реальности, а значит — и от зрителя. К тому же совершенному герою некуда развиваться.
Кто из друзей меняется больше всего?
Для наглядности пойдем от обратного и выясним, чей характер наиболее стабилен. Здесь выделяются сразу два героя: Фиби и Джоуи. Оба остались почти классическими персонажами ситкомов — то есть устойчивыми масками. Он — стереотипный сердцеед и неудачливый актер, она — девушка «не от мира сего». Оба совершенны в своих образах. Не зря Джоуи и Фиби оказались единственными из друзей, кого авторы не свели в пару. Такие стабильные и обаятельные персонажи прекрасно дополняют общую компанию — но почти никогда не берут на себя функции главного героя.
Вторая пара друзей — Моника и Чендлер. Их динамичные изменения начинаются, когда они вступают в романтические отношения друг с другом. Да, Моника во многом остается той же азартной и нервной девушкой, которая помешана на порядке. Да, Чендлер все так же саркастично шутит и страдает из-за комплексов. Однако глубокие личные отношения делают персонажей более разносторонними и реалистичными. Они переносятся из плоскости жанра «ситком» в более серьезную плоскость мелодрамы. Если над Фиби и Джоуи мы чаще по-дружески смеемся, то любовь Моники и Чендлера заставляет всерьез им сопереживать.
Следующие герои — Росс и Рейчел. Очевидно, что Рейчел запускает весь сериал. Девушка в прямом смысле слова бежит от своей старой жизни и оказывается в кафе, где встречает остальную пятерку. Подобное начало стандартно для любой истории. Главный герой вырывается из обыденного мира и отправляется за приключениями. Росса тоже развивают как героя, оказавшегося в кризисе. Но между ними есть важная разница. Рейчел сама приняла решение сбежать со свадьбы и начать всё с нуля. А вот Росс покинул привычную реальность не по собственной воле — от него ушла жена.
Развитие Рейчел
Рейчел Грин была инфантильной папиной дочкой, а стала уверенной самостоятельной женщиной. В начале сериала она ничего не умела, никогда не работала и не представляла, как устроен быт. Рейчел не знала, что ей интересно и что она хочет от жизни — именно она сама, а не ее родители и окружение. На протяжении всех сезонов она училась на своих ошибках, искала себя, поднималась по карьерной лестнице и брала на себя ответственность.
Также постоянной сюжетной линией стали их сложные отношения с Россом, которые прошли сквозь весь сериал – буквально с самой первой и до последней серии, постоянно держа нас в напряжении за счет неожиданных поворотов. Но история только о Рейчел не заинтересовала бы зрителя. Большая часть остроумных шуток и каверзных ситуаций связана с остальными героями. Потеря даже одного из них катастрофически сказалась бы на всем шоу. Секрет его успеха именно во взаимодействии этих ярких героев, каждый из которых обладает своей харизмой и обаянием. А еще — в крепкой дружбе, в которую мы по-настоящему поверили.
В итоге «Друзья» — прекрасный пример того, как авторы грамотно работают с персонажами. Они расставляют всех по своим местам и придумывают уникальный и органичный путь развития для каждого. И не важно, кто из них больше всего меняется или влияет на сюжет. У всех своя миссия и роль в истории. В этом и заключается гениальность работы сценаристов, которые смогли создать сериал, не теряющий популярность вот уже почти 30 лет.
В итоге «Друзья» — прекрасный пример того, как авторы грамотно работают с персонажами. Они расставляют всех по своим местам и придумывают уникальный и органичный путь развития для каждого. И не важно, кто из них больше всего меняется или влияет на сюжет. У всех своя миссия и роль в истории. В этом и заключается гениальность работы сценаристов, которые смогли создать сериал, не теряющий популярность вот уже почти 30 лет.
Если ты мечтаешь снять свой собственный фильм или сериал, посмотри наше саммари «Основы сильного сценария: как работает драматургия». В нем объясняем, как строится сценарий, и учим отличать сюжетную композицию от структурной.