Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Философия «Тетради смерти»

Сериал по манге Цугуми Оба «Тетрадь смерти» до сих пор входит в топы лучших аниме. История гениального школьника Лайта, в руки которого попадает могущественный артефакт, полюбилась даже тем, кто раньше аниме не смотрел. «Тетрадь смерти» запрещали, критиковали, но от этого его популярность только росла. Главный двигатель сюжета — это смерть. Гений Лайт и его антагонист L соревнуются в силе и могуществе не только друг с другом, но и со смертью. Но может ли человек быть сильнее ее?

Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать

Боги смерти едят только яблоки

Рюк — один из самых ярких образов смерти в аниме. Этот скучающий бог отправил в мир могущественный артефакт — тетрадь смерти. Тот, чье имя в ней записано, умрет. Рюк хоть и выглядит довольно монструозно, но не внушает ужаса. Он носит сережку в ухе, а его костюм подошел бы скорее современному джей-рок исполнителю, а не богу смерти. Возможно, всю жуть Рюка нейтрализует его безумная любовь к яблокам. Многие увидели в них отсылку к теме первородного греха и изгнания Евы и Адама из рая. Но это символизм из европейской культуры. В японской культуре подобных аллюзий нет, да и сам автор признавался — он добавил эту деталь по соображениям эстетики. Красные яблоки отлично сочетались с образом Рюка. Интересно, что в Японии до XIX века не было съедобных сортов яблок. Те, что были, использовались для жертвоприношения богам. У яблок здесь может быть другой смысл. Это дар Рюку, благодаря которому он так долго благосклонен к Лайту.

Синигами

Рюк здесь не единственный японский бог смерти. Их целый пантеон. Богов смерти называют синигами или шинигами. Они условно бессмертны, их жизнь продлевается за счет жизней людей, которые они забирают. Единственный способ погибнуть для них — спасти человека, ведь это противоречит их предназначению. Синигами не особенно следят за людьми, те все равно умрут независимо от вмешательства богов. Но у синигами есть возможность оборвать их жизнь раньше отведенного срока. Вообще в сердце японской культуры находится синтоизм. Согласно ему за каждым природным явлением и объектом стоит ками. Это дух-покровитель. Ими могут быть как божества, так и духи умерших. В японской мифологии мы находим несколько богов, которых можно назвать прародителями синигами. Во-первых, это Эмма или Яма. Эмо — царь ада, тоже своего рода бог смерти. Второй прообраз — богиня Идзанами. Она богиня и творения, и смерти, способная рождать других богов. Синигами из «Тетради смерти» — это сплав из множества образов японской, китайской и европейской культур.

Старуха с косой

«Тетрадь смерти» — наглядный пример, как в одном произведении могут сочетаться символы из разных культур. Так, само изображение смерти в персонифицированном виде характерно для европейской культуры. Здесь она предстает сначала в образе Пляски смерти, а затем появляется привычная нам фигура в черном плаще с косой. Откуда у смерти появилась коса? Дело в том, что в аграрных обществах циклы жизни и смерти человека тесно переплетались с календарными циклами природы. Весна — это детство, лето — юность, осень — зрелость, а зима — старость и смерть. Умиранию природы предшествовала жатва — сбор последнего урожая. Так и смерть пожинает человеческие жизни, поэтому ее часто называют жнецом.
Еще одна отсылка к европейской культуре — сцена, в которой Эл омывает ноги Лайту. Это аллюзия на библейскую сцену, когда Иисус омывает ноги своим ученикам, в том числе Иуде Искариоту, который уже замыслил предательство. Этот сюжет называют смирением Христа. Слуга — не больше своего господина и посланный не больше пославшего его. Иисус показывает ученикам, что никто не может быть выше бога, даже его посланник. О чем говорит эта сцена в «Тетради смерти»? И Эл, и Лайт не боги, как бы они не пытались поставить себя на это место.

Мне скучно жить

Чем же заняты боги смерти? Они скучают в пустынном, загробном мире, как и Лайт в школе. Он гений, который чувствует себя богом среди людей. Рюк по сути и правда делает его богом. Этика в «Тетради смерти» во многом сводится к знакомому нам из русской классики выбору: «тварь дрожащая» или «право имеющий»? Федор Достоевский повлиял на многих японских писателей, так что этот мотив в «Тетради смерти» действительно может быть неслучайным.
Так может ли один человек решать, кому жить, а кому умереть, даже если этот человек ставит цель — искоренить преступность? Любой человек может поставить себя на это место. Достаточно обратиться к умозрительному эксперименту, который придумала английский философ Филиппа Фут. Это дилемма вагонетки. В самом общем виде она заключается в следующем. Представь железнодорожные пути, по путям едет поезд. Ты управляешь стрелкой, которая может перевести поезд с одного пути на другой. На одном пути находятся два человека, на втором — пять. Нужно сделать выбор. Как и любая этическая задача, дилемма вагонетки не имеет правильного решения. Человеку сложно распоряжаться жизнями других людей. Но Лайт считает себя непростым человеком. Он с легкостью берется за борьбу с преступностей и наказывает злодеев. Но справился ли он со своей задачей?

Лайт — сверхчеловек?

Получив тетрадь смерти, Лайт примеряет на себя роль сверхчеловека. Эту концепцию описал Фридрих Ницше. Сверхчеловек не должен опираться уже на существующие моральные законы, а должен опираться на собственную мораль. Этим в начале занимается Лайт, но он быстро увлекается властью, и высокая цель уходит на второй план. Но зачем нужен сверхчеловек? Ницше говорил, что бог умер, это означает конец христианской морали. Человек больше не нуждается в боге как источнике идеала добра и истины. Однако после смерти остается его тень, с которой нужно что-то делать. Люди еще долго будут хвататься за старый уклад и создавать пещеры, в которых живет эта тень. На смену бога должен прийти сверхчеловек. Какими свойствами он должен обладать? Это сверхиндивидуализм, духовное творчество, стремление к бесконечному самосовершенствованию. Это высшее существо, которое смогло преодолеть рабскую природу. Он обладает сильной волей к власти, может создавать ценности и устанавливать их для других. Но по мнению Ницше, это недостижимый идеал. У Ницше бог умер, но в «Тетради смерти» он живее всех живых. Человек в этой реальности не властен над жизнью и смертью. Стать сверхчеловеком у Лайта не получилось. Кроме того, Лайт не лишен человеческих пороков. Он готов убить любого, кто может его рассекретить. Так, великая цель уступает страху.
КИНЕМАТОГРАФ