Коллекционер Поль Дюран-Рюэль поверил в талант французских импрессионистов и вложился в «стартап». Он был единственным продавцом картин этих художников. В течение 20 лет он пытался сделать живописцев известными и пять раз становился банкротом. Однако потом выставка в Америке привела к успешным продажам, и Дюран-Рюэль получил славу и богатство. Как ему это удалось? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты. Приложение для саморазвития. Скачать
Рискованный «стартап»
Поль Дюран-Рюэль получил в наследство от отца художественный магазин. Он стал галеристом и постепенно узнавал законы художественного рынка.
В 1870 году в Лондоне коллекционер познакомился с Клодом Моне и Камилем Писсарро, а позже с Эдгаром Дега, Эдуардом Мане, Огюстом Ренуаром. В тот период импрессионизм активно критиковали. Художников оскорбляли, придумывали им прозвища, картины Моне называли «обоями». Однако Поль Дюран-Рюэль решил сделать ставку на импрессионистов, поскольку понимал, что в мире искусства все нестабильно, и то, что разносили в пух и прах вчера может стать шедевром завтра. Это было рискованно, но коллекционер верил в свой успех. Он проводил выставки, издавал в журнал, в котором рассказывал про новое направление в искусстве, но это не помогало. Меценат пять раз обанкротился, но все равно не сдавался.
Строгий работодатель и друг
Коллекционер часто создавал новые приемы «продвижения». Например, на выставке импрессионистов он показывал работы живописцев старой школы, чтобы привлечь консервативную аудиторию. Именно ему принадлежит идея персональных выставок, так как он начал одним из первых выставлять картины в собственном зале.
Дюран-Рюэль считал, что если в одной стране полотна не продаются, то стоит попробовать привлечь интерес другой публики. Так, он возил картины импрессионистов в Лондон, Роттердам, Берлин, Бостон.
Стоит отметить, что художников не интересовали финансовые вопросы, и они не всегда укладывались в дедлайны. Живописцы писали работы в спокойном режиме, что не устраивало Дюран-Рюэля. Он был строгим работодателем и подписывал с импрессионистами жесткие контракты. Он выкупил все картины бедствующего Эдуарда Мане, чтобы держать цены на его картины под контролем. Однако коллекционер был еще и другом художников. Они часто обращались к нему с просьбами оплатить краски, железнодорожные билеты, счета мясника, булочника. Дюран-Рюэль поддерживал живописцев, хотя сам был на грани разорения.
Слава в 89 лет
Коллекционер использовал различные приемы «продвижения», которые потом взяли на вооружение маркетологи. Например, он организовал персональную выставку Клода Моне, где собрал все его картины с тополями. Перед выставкой Дюран-Рюэль сказал посетителям, что полный комплект «тополей» они видят последний раз - потом полотна уедут в другие страны. Так и произошло.
В 1887 году меценат показал более 100 картин импрессионистов американской публике в Нью-Йорке. Это спасло новое направление от краха. Американские коллекционеры быстро заинтересовались работами французских живописцев. И в результате Европа тоже признала импрессионизм. Поль Дюран-Рюэль потратил 20 лет, чтобы сделать новое направление в искусстве успешным. Когда ему было 89 лет, он сказал: «Наконец-то мастера импрессионизма восторжествовали. Моё безумие было мудростью. Подумать только, что, если бы я скончался в шестьдесят лет, я умер бы обремененным долгами и банкротом, окруженный множеством недооцененных сокровищ».