Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое перспектива в живописи и как она работает

Почему на картинах художников эпохи Возрождения мы видим «правильное», геометрически выстроенное пространство, больше похожее на какую-то виртуальную реальность? И почему в средневековых иконах это пространство будто «распадается» и мы наблюдаем один и тот же предмет с разных сторон одновременно, как на детских рисунках? Всё дело в перспективе — способе передачи предметов и их визуальных искажений в пространстве.
Правда, одной-единственной «правильной» перспективы не существует. Перспектив несколько: как минимум четыре основных вида и множество их вариаций. Все они появились в разное время и отражают разное восприятие мира и пространства.

Время чтения: 3 минуты

Приложение для саморазвития. Скачать

Прямая перспектива

Прямая, или линейная, перспектива рассчитана на неподвижную точку зрения. При этом все линии в картине сходятся в одном месте на уровне горизонта. На практике это значит, что зритель должен стоять напротив картины не двигаясь, а изображенные предметы будут визуально уменьшаться в глубину. Звучит странно? Так и есть: любая перспектива — это всегда условность.
Теория прямой перспективы родилась в Италии в эпоху Возрождения — поэтому её иногда называют ренессансной. Альберти, Брунеллески и другие исследователи описывали законы оптики, а Мазаччо, Уччелло и Пьеро делла Франческа применяли их в живописи.
Долгое время линейный вид перспективы считался единственно верным. Именно её принципы художники изучали (и изучают сейчас) в первую очередь, прежде всего из-за реалистичности готовых картин.
На самом деле, прямая перспектива может считаться «правильной» лишь с большой долей условности. В своей работе «Перспектива как символическая форма», Эрвин Панофский убедительно доказывает, что линейная перспектива — это не столько отражение реального опыта, сколько ментальный конструкт, выражение мировосприятия эпохи Возрождения.

Обратная перспектива

Этот тип перспективы характерен для средневекового искусства. Он встречается в раннехристианских росписях катакомб, в романских и готических росписях. Именно обратную перспективу мы видим на византийских и русских иконах.
Обратная перспектива совмещает несколько точек зрения. Отдельные проекции суммируются и переносятся на плоскость. Мы видим предметы одновременно сверху и сбоку, снаружи и изнутри. Именно так средневековые мастера изображают различные здания, книги, трон, и детали пейзажа, такие как иконные горки.
Обратная перспектива — не знак наивности или неумения живописцев, но отражение средневекового мировоззрения, изображение божественного мира. Воображаемая точка схода линий находится не внутри картины, а в самом зрителе. Если в системе прямой перспективы мы смотрим на картину, то в византийской или древнерусской живописи всё наоборот — икона смотрит на нас.

Воздушная перспектива

И. Шишкин «Дорога во ржи»
Воздушная или световоздушная перспектива — это пространство и воздух в картине. Чем дальше от смотрящего находится предмет, тем больше воздуха в пространстве между ними. Этот воздух имеет определённую плотность и влажность. В нём рассеяны мельчайшие частицы воды, в которых, как в маленьких зеркалах отражаются цвета неба и земли.
По мере удаления в пространстве, очертания объектов теряют ясность, размываются, погружаются в дымку. Цвета становятся более приглушёнными, а контрасты светотени смягчаются. Окутанный голубым воздухом, чёрный или тёмный объект издалека кажется синим, а светлые предметы — наоборот, заметны на большом расстоянии.
Теоретическим обоснованием воздушной перспективы занимался Леонардо да Винчи. На практике её применяли его современники — живописцы XV–XVI веков. Причём в Нидерландах, этот вид перспективы стали использовать ещё раньше, чем в Италии, в связи с более ранним развитием пейзажа.

Сферическая перспектива

П. Брейгель «Падение Икара»
Многие картины старых мастеров тяготеют к сферичности. Мы словно парим над пространством, смотря на землю сверху и наблюдаем её с разных точек зрения.
Этот приём передаёт идею всеобщности, космизма пространства в картинах Брейгеля Старшего и в некоторых работах Рубенса и Петрова-Водкина. Появление сферической перспективы в XVI столетии совпадает с эпохой Великих географических открытий, когда мир для человека расширяется.
Кроме четырех основных видов, выделяют ещё несколько вариантов построения пространства, например, тональную, панорамную, аксонометрическую или перцептивную перспективы. Все они — вариации на тему одного из основных видов или комбинации двух и более перспектив.
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО