До конца акции осталось:
Предновогодняя флеш-сейл со скидкой 50% на самые популярные курсы
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Чему учит «Общество мёртвых поэтов»: философия и жизненные уроки в фильме

Наверное, многим в детстве было скучно сидеть за партой от звонка до звонка, заучивать правила и решать одинаковые примеры. Точно так же себя чувствовали ученики академии Велтон, пока их учителем не стал Джон Китинг. Он не только преподаёт им английскую литературу, но и учит мыслить свободно и наслаждаться каждым мгновением.

Давайте разберем философские темы, которых касается фильм «Общество мёртвых поэтов», и пройдём некоторые уроки мистера Китинга.

Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать

«О, капитан! Мой капитан!»


«О, капитан! Мой капитан» — стихотворение, написанное Уолтом Уитменом на смерть Авраама Линкольна. И именно так — своим капитаном — ученики академии Велтон называют Джона Китинга, учителя английской литературы. Это прозвище он придумал себе неслучайно: оно будто напоминает Китингу о том, что жизнь мимолётна. Именно об этом он говорит своим подопечным на первом же уроке.

Его ученики возрождают литературный клуб «Общество мёртвых поэтов», в котором когда-то состоял и он сам. И здесь действительно кипит жизнь, в отличие от скучных уроков других учителей. Китинг не похож на них: он не пытается привести всех к общему знаменателю, а, наоборот, учит подростков мыслить самостоятельно и свободно.

Он рассказывает им не только о стихотворных размерах, но и о жизни. Ученики обращаются к нему с вопросами о первой любви и о призвании. Какие же уроки преподает им Джон Китинг?

Carpe diem


На первом уроке Джон Китинг показывает своим воспитанникам снимки выпускников академии, сделанные много лет назад. Эти фотографии — мгновения их жизни, пойманные объективом. Этому и учит мистер Китинг — ловить мгновение, что на латыни звучит как carpe diem.

Это выражение впервые встречается у древнеримского поэта Горация в его оде «К Левконое». Он пишет о том, что не стоит гадать, что нас ждет в будущем, — нужно ловить каждое мгновение, ведь время быстротечно. Жить настоящим — значит наслаждаться тем, что происходит сейчас, вместо того чтобы вспоминать о прошлом или мечтать о будущем.

«Капитан» Китинг прививает ученикам совершенно новое для них мировоззрение. Этот термин впервые употребил немецкий философ Иммануил Кант: сегодня мы понимаем под ним систему взглядов на мир. Мировоззрение определяет отношение человека к миру, его ценности и убеждения. До того как Китинг пришел в академию, мысли учеников были заняты будущим, которое в основном было предопределено их родителями. Китинг же позволил им взглянуть на мир совершенно по-другому, с разных точек зрения. Например, встав на парту, вместо того чтобы за ней сидеть.

Гораций

Sapere aude


Мистер Китинг учит ребят мыслить самостоятельно. Что это значит? Здесь нам поможет ещё одно высказывание Горация: Sapere aude. Кант переводит его так: «Имей мужество использовать свой собственный разум!»

Кант пишет, что состояние, когда человек не способен пользоваться собственным рассудком, — это состояние несовершеннолетия. Чтобы выйти из него, нам нужно избавиться от лености и трусости.

Именно поэтому немецкий философ делает такой акцент на мужестве в своей формулировке. Кант считает, что если позволить каждому человеку свободно пользоваться своим рассудком, то в мире не останется непросвещённых.

Ученики академии, очевидно, находятся в состоянии несовершеннолетия. Но дело вовсе не в их возрасте, а в том, что за них мыслят другие люди. В первую очередь это их родители. Они хотят видеть своих детей адвокатами, а не какими-нибудь актёрами, и не интересуются их мнением.

Вместо того чтобы мыслить самостоятельно, ученики зубрят параграфы из школьных учебников. Неудивительно, что Китинг не приемлет такого подхода к обучению. Сама система образования в академии заставляет учеников пребывать в состоянии несовершеннолетия. Обратите внимание на её главные принципы: традиция, честь, дисциплина, совершенство. Как они могут помешать самостоятельному мышлению?


Традиция — это то, что передано предыдущими поколениями, которые, таким образом, как бы мыслят за нас. Мы перенимаем определённую модель, которая сложилась когда-то давно, и обычно не пытаемся её осмыслить, понять, почему принято поступать именно так и действительно ли это правильно.

Честь, о которой заботятся учителя академии, сама по себе хороший принцип. Но беспокойство о том, чтобы ни в коем случае не уронить достоинство, часто оборачивается страхом ошибиться, нежеланием выглядеть глупо.

Дисциплина подразумевает определённые правила поведения, которые, конечно, необходимы для соблюдения порядка в академии. Однако слишком строгие нормы, направленные на унификацию, могут заметно сузить взгляды учеников. Одетые в одинаковую униформу, живущие по одному распорядку, они становятся конформными, то есть привыкают поступать «как все».

Совершенство постоянно, вечно и не требует никаких изменений, а значит не предполагает никакой возможности для свободы.

Из-за всего этого академия костенеет, устаревает, и подростки формулируют принципы, которые царят в ней на самом деле: пародия, ужас, упадок, отстой.


Carpe viam


В стихотворении о городской мыши и сельской мыши Гораций пародирует собственную фразу carpe diem, преобразуя ее в carpe viam, что можно перевести как «наслаждайся дорогой».

Мистер Китинг показывает, что важен не только результат: высокие оценки, хорошее образование, престижные должности. Не менее ценен сам путь, процесс познания. Поэтому он и становится их капитаном — тем, кто указывает им этот путь.

Безусловно, все мы обязаны следовать определённым правилам, иначе жизнь в обществе была бы невозможна. В сущности, нет ничего плохого в том, чтобы прислушиваться к мнению мудрецов прошлого и людей, которым мы доверяем, или находить единомышленников, — всё это не значит, что мы мыслим несамостоятельно. Однако мы не должны жить ради чужих идеалов, желаний и планов.
ФИЛОСОФИЯ КИНЕМАТОГРАФ