Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Философия ужаса

Мысли путаются, создавая вихрь неясных образов и страшных предчувствий. Ужас заполняет каждую клеточку тела, мешая рационально мыслить, заставляя чувствовать себя маленьким и беззащитным перед лицом неизвестности и потенциальной опасности.
Рассказываем про философию ужаса, бу!
Время чтения — 6 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Существует философия ужаса?

«Нечто», «Weird-реализм», «В пыли этой планеты», «Звездно-спекулятивный труп», «Щупальца длиннее ночи» — это названия настоящих философских произведений, осмысляющих ужас, а не художественных произведений.
Философия ужаса (или хоррор-философия) — это размышления о том, что такое ужас и как он влияет на нас. В простых словах, это попытка понять, почему мы боимся, что именно вызывает у нас страх, и как это чувство влияет на наше восприятие мира.
Основная идея здесь в том, что ужас — это не просто испуг или страх. Это более глубокое и сложное чувство. Оно связано не только с физической угрозой, но и с нашим восприятием чего-то необычного, необъяснимого или сверхъестественного. Философия ужаса изучает, как такие вещи, как фильмы ужасов или страшные истории, воздействуют на наш разум и эмоции.
Также важным аспектом является то, как мы реагируем на ужас. Некоторые люди ищут эти ощущения, например, смотря фильмы ужасов или читая страшные книги. Это связано с тем, что испытывать страх в безопасной обстановке может быть волнующим и даже приятным.
В общем, философия ужаса — это способ исследовать глубины нашего сознания и понять, как страх формирует наш опыт и наше взаимодействие с миром.

Юджин Такер

Философия ужаса: одна из центральных тем в работах Такера — философия ужаса. Он исследует, как ужас может быть средством понимания мира, особенно его аспектов, которые трудно осмыслить или воспринять, таких как конец света, неизвестность, бесформенность. Такер рассматривает ужас не как жанр кино или литературы, а как философскую категорию, способную вызвать глубокие размышления о мире и человеческом существовании.
Концепция «мира без нас»: Такер развивает идею «мира без нас» — способа мышления о мире, который существует вне человеческого понимания и опыта. Эта идея предлагает взглянуть на мир, как будто в нем нет людей, и задается вопросом, какие аспекты реальности остаются недоступны для нашего понимания.
Пессимизм и нигилизм: Такер также изучает темы пессимизма и нигилизма. Он рассматривает, как эти философские взгляды помогают нам осмыслить смысл и бессмысленность жизни, особенно в контексте технологий и научного познания. Такер предлагает, что пессимизм может быть не просто отрицательным или пассивным отношением, а способом активного осмысления мира.
Взаимодействие с технологиями: Такер также занимается вопросами взаимодействия человека с технологиями. Он исследует, как технологии влияют на наше понимание себя и мира, и как они могут расширять или ограничивать наше понимание реальности.

Грэм Харман

Грэм Харман является приверженцем объектно-ориентированной онтологии, но и к вопросу ужаса он тоже прикоснулся. Он рассматривает ужас через призму творчества Говарда Лафкрафта.
Скрытый мир объектов: Харман утверждает, что Лавкрафт в своих произведениях часто изображает мир, полный скрытых, непознаваемых сил и сущностей, что отражает философскую идею о том, что реальность состоит из объектов, чьи сущности скрыты от нас. Это, по мнению Хармана, создает ощущение «странности» или «weirdness», которое является ключевым в произведениях Лавкрафта.
Страх и ограниченное познание: Харман анализирует, как Лавкрафт использует страх и ужас для иллюстрации ограниченности человеческого познания и восприятия. Мир Лавкрафта полон неизведанных и неопознанных сил, что напоминает философскую идею о глубине и сложности реальности, которая всегда частично скрыта от нас.
Именно столкновение с собственным ограничением и неизведанным формирует в нас ощущение глубинного ужаса, которое выступает как наша экзистенциальная сила.
ФИЛОСОФИЯ