Первая часть The Sims вышла 25 лет назад. С тех пор появилось 3 новых части, ремастеринги и десятки дополнений, а мы все так же продолжаем играть, хотя суть игры остается прежней: ты просто управляешь персонажами, которые живут свою обычную жизнь. Что мы находим в этой игре?
Время чтения: 5 минут
Приложение с гуманитарными лекциями за 300 ₽/мес. Смотри 60 минут бесплатно, чтобы решить, будешь ли оформлять подписку.
Время чтения: 5 минут
Приложение с гуманитарными лекциями за 300 ₽/мес. Смотри 60 минут бесплатно, чтобы решить, будешь ли оформлять подписку.
Симы, симулякры и симуляция
Какие правила действуют в The Sims? Если играть без модов и чит-кодов, то ты просто водишь своих симов в офис, чтобы заработать прожиточный минимум, а в оставшееся время пытаешься удовлетворить их базовые потребности: еда, туалет, сон… Это настолько похоже на реальную жизнь, что звучит пострашнее загадочной смерти в бассейне.
По мнению философа Жана Бодрийяра, постмодернизм — это эпоха тотальной симуляции. Вся наша жизнь уже перестала быть настоящей и только симулирует реальность. Бодрийяр писал об этом еще в 1980-х, а спустя годы появились соцсети, которые только подтвердили его идеи. Теперь жизнь — это не то, что с тобой происходит, а то, что ты выкладываешь в соцсети. Бодрийяр называет это симулякром, то есть копией того, чего нет в реальности.
The Sims будто показывает нам нас самих. Если в других играх ты можешь ненадолго стать ведьмаком, который охотится на монстров, или построить отношения с эльфом, то тут нам приходится столкнуться с тем, как выглядит наша жизнь на самом деле: как симуляция.
В философии Гегеля есть понятие хитрого разума — это способность быть активным через другого, т. е. достигать цели чужими руками. Просто представь, насколько мы все устали, если нас расслабляет одно то, что мы можем поесть или сходить в туалет в один клик.
В The Sims можно создать практически самого себя, поэтому идентифицироваться с симом нам еще проще, чем с персонажами других игр или фильмов. Соответственно, когда сим делает за нас грязную работу, нам проще почувствовать удовлетворение от выполненной задачи.
Например, в реальности нам нужно много времени, чтобы получить повышение. В The Sims этого можно добиться за один вечер. При этом мозгу не важно, что это не реально: дофамин вырабатывается точно так же.
По мнению философа Жана Бодрийяра, постмодернизм — это эпоха тотальной симуляции. Вся наша жизнь уже перестала быть настоящей и только симулирует реальность. Бодрийяр писал об этом еще в 1980-х, а спустя годы появились соцсети, которые только подтвердили его идеи. Теперь жизнь — это не то, что с тобой происходит, а то, что ты выкладываешь в соцсети. Бодрийяр называет это симулякром, то есть копией того, чего нет в реальности.
The Sims будто показывает нам нас самих. Если в других играх ты можешь ненадолго стать ведьмаком, который охотится на монстров, или построить отношения с эльфом, то тут нам приходится столкнуться с тем, как выглядит наша жизнь на самом деле: как симуляция.
В философии Гегеля есть понятие хитрого разума — это способность быть активным через другого, т. е. достигать цели чужими руками. Просто представь, насколько мы все устали, если нас расслабляет одно то, что мы можем поесть или сходить в туалет в один клик.
В The Sims можно создать практически самого себя, поэтому идентифицироваться с симом нам еще проще, чем с персонажами других игр или фильмов. Соответственно, когда сим делает за нас грязную работу, нам проще почувствовать удовлетворение от выполненной задачи.
Например, в реальности нам нужно много времени, чтобы получить повышение. В The Sims этого можно добиться за один вечер. При этом мозгу не важно, что это не реально: дофамин вырабатывается точно так же.

Все это не значит, что мы заставляем симов жить вместо нас. Наоборот, игра помогает нам строить планы, тренироваться и получать мотивацию. Множество раз пройдя путь к успеху в The Sims, мы примерно представляем, что делать в реальности, и чувствуем меньше тревоги. А дофамин от достижения цели в игре позволяет не бросать трудную задачу на полпути.
Злой Бог
Как к нам относится Бог? Философы искали ответ на этот вопрос веками. Лейбниц считал Бога всеблагим, а наш мир — лучшим из миров. Вольтер полагал, что Бог к нам равнодушен и не имеет никакого отношения к нашим несчастьям. А Декарт пытался представить, может ли Бог быть обманщиком.
Уилл Райт, создатель The Sims, предлагает нам самим ответить на этот вопрос.
Как можно играть в The Sims? Строить династии? Вводить motherlode и брать от симуляции жизни все? Или искать новые способы убить симов?
Последняя стратегия — одна из самых популярных. Оставить сима умирать от голода в доме без дверей или утопить его в бассейне — нестареющая классика. А ведь можно еще скормить его плотоядному растению или заставить умереть от смеха…
Уилл Райт, создатель The Sims, предлагает нам самим ответить на этот вопрос.
Как можно играть в The Sims? Строить династии? Вводить motherlode и брать от симуляции жизни все? Или искать новые способы убить симов?
Последняя стратегия — одна из самых популярных. Оставить сима умирать от голода в доме без дверей или утопить его в бассейне — нестареющая классика. А ведь можно еще скормить его плотоядному растению или заставить умереть от смеха…

В The Sims игрок становится Богом, который может вознаградить, а может покарать симов. При этом совершенно неважно, как симы ведут себя и насколько упорно машут нам, прося ниспослать им еды. Их судьба зависит только от того, что тебя сегодня развлечет. Так что The Sims в каком-то смысле может помочь нам встать на место Бога и в чем-то его понять.
Вуху и Жнец, или Эрос и Танатос
В издевательствах над симами нет какой-то жестокости, как может показаться на первый взгляд. Ведь в The Sims нет правдоподобности: смерть не выглядит зрелищно, и она всегда одинакова. То же самое и с сексом, который здесь называют вуху.
Почему же тогда для многих игроков самыми интересными сюжетами в The Sims остаются романтические отношения и смерть? Фрейд объяснил бы это нашим влечением к жизни — эросом и влечением к смерти — танатосом. Это две противоположные силы, которые движут нами.
Эрос связан с сохранением жизни, сексуальностью, стремлением к созиданию, любви и объединению. Танатос связан с разрушением, агрессией, желанием вернуться в состояние несуществования. По Фрейду, в нас заложены оба этих влечения. И The Sims удовлетворяет и то, и другое.
А еще в игре эрос и танатос можно совместить, занявшись вуху с призраком или с самим Жнецом Душ…
Почему же тогда для многих игроков самыми интересными сюжетами в The Sims остаются романтические отношения и смерть? Фрейд объяснил бы это нашим влечением к жизни — эросом и влечением к смерти — танатосом. Это две противоположные силы, которые движут нами.
Эрос связан с сохранением жизни, сексуальностью, стремлением к созиданию, любви и объединению. Танатос связан с разрушением, агрессией, желанием вернуться в состояние несуществования. По Фрейду, в нас заложены оба этих влечения. И The Sims удовлетворяет и то, и другое.
А еще в игре эрос и танатос можно совместить, занявшись вуху с призраком или с самим Жнецом Душ…

Франсуа Ларошфуко говорил:
«Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор»
The Sims позволяет нам рассмотреть смерть настолько близко, насколько это возможно. Здесь мы можем поговорить с призраками о загробном мире, сыграть со Жнецом в шахматы на собственную жизнь или даже воскресить умершего. И все же посмотреть на смерть в упор мы так и не сможем, ведь вместо лица у Жнеца черный туман.
В диалоге «Федон» Сократ произносит знаменитую фразу:
В диалоге «Федон» Сократ произносит знаменитую фразу:
«Те, кто подлинно предан философии, заняты только одним — умиранием и смертью»
Так что каждый игрок в The Sims, который снова и снова отправляет сима в бассейн и продает лестницу в режиме строительства, всего лишь занимается философией и пытается осмыслить великие тайны бытия.
Авторы: Анастасия Тузова, журналист (СПбГУ), Марина Логинова, клинический психолог (МИП), когнитивно-поведенческий психотерапевт, член Ассоциации когнитивно-поведенческих терапевтов.
