Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему «Переходный возраст» стал сериалом-сенсацией»

За две недели после премьеры «Переходный возраст» собрал 66,3 млн просмотров, поставив рекорд среди мини-сериалов. Это особенно удивительно, если учесть, что сериал похож скорее на фаворита фестивалей авторского кино, чем на типичный хит Netflix. Почему его все обсуждают и почему серии, снятые одним кадром, — далеко не самое главное в нем? Рассказываем в статье.
Время чтения: 5 минут

Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

О чем сериал?

Центральный персонаж — 13-летний Джейми. Он обвиняется в убийстве одноклассницы. Основная сюжетная линия выстраивается вокруг поиск ответа на вопрос, что толкнуло подростка на преступление.
Поначалу кажется, что нас ждет история в духе американского мини-сериала «Защищая Джейкоба»: в нем зрителя до самого конца держат в напряжении, правдивы ли обвинения.
Но в «Переходном возрасте» мы уже к концу 1 серии узнаем, что Джейми виновен. Главная интрига заключается в том, почему он совершил убийство и как его семья справится с произошедшим.
Мы привыкли смотреть кино с позиции стороннего наблюдателя, но здесь мы как будто сопровождаем героев в эмоционально тяжелом расследовании.
Зритель становится понятым при освидетельствовании преступления, ненадолго погружаясь в жизнь других людей, и с ужасом понимает, что никто из нас не застрахован от подобного.

Чем все заканчивается?

Детективы, ведущие расследование, пытаются понять, что привело к убийству. Но как и в жизни, однозначного ответа нет.
(Типичные семейные проблемы + культура цифровой агрессии) х (эмоциональная изоляция + школьный буллинг + проявляющаяся сексуальность) = преступление
В «Переходном возрасте» все как в реальной жизни: несмотря на то что формальные виновные найдены, мы точно знаем, что это ничего не изменит. Подобные преступления никуда не исчезнут.

Что хотели сказать авторы?

На создание сериала режиссера Филиппа Барантини подтолкнуло то, что убийства девочек и девушек, постоянно появляющиеся в новостной ленте, стали обыденностью.
Он задается вопросом: это особая примета нашего времени? Или такой порядок сложился уже давно, а культура инцелов и скандальный блогер Эндрю Тейт, упомянутые в сериале, всего лишь сделали это очевидным?
Создатели не впервые занимались проектом, исследующим социальные проблемы Британии. Например, сценарист Джек Торн работал над главными британскими хитами последних 20 лет: «Молокососы», «Отбросы», «Это Англия '86», «Это Англия '88», «Бесстыдники».

Зачем смотреть?

Премьер-министр Великобритании заявил, что это важнейшая современная работа, а во многих школах уже провели специальные занятия с просмотром и обсуждением сериала.
Но «Переходный возраст» — это не агитка против насилия. Здесь нет прямоты социальной рекламы и эмоциональных манипуляций. Режиссер намеренно избегает сцен жестокости — эта работа гораздо тоньше.
Проблемы, толкнувшие Джейми на убийство, по отдельности не кажутся критичными. Их легко игнорировать, ведь кажется, что страшное происходит с кем-то другим. И по этим другим сразу понятно, что добром все не кончится — как в фильме «Что-то не так с Кевином».
Но вот перед нами вполне благополучная семья, дети учатся в обычной школе, никаких ментальных проблем у них нет. Но внезапно трагедия происходит не с «другими», а именно с ними.
«Переходный возраст» обнажает страшную правду о нас и нашем мире: насилие — это обыденность, и никто не знает как прекратить его цикл. А открытый финал, после которого мы можем лишь догадываться о будущем героев, остается горьким осадком.
Автор: Елизавета Фандорина, философ (РГПУ им. Герцена), кинокритик (СПбГУ), исследователь культуры
2025-04-02 22:51 КИНЕМАТОГРАФ МНЕНИЕ