Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Шиваизм: культ разрушителя Вселенной

Шиваизм — одно из крупнейших течений в индуизме. Его последователи почитают Шиву, всеведущего разрушителя Вселенной. Но почему именно он стал для них верховным божеством? И чем шиваизм отличается от других течений в индуизме? Сейчас все расскажем.
Время чтения: 9 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Кто такой Шива?

Шива — один из главных богов в индуистском пантеоне. Ему отводят роль разрушителя всего сущего в конце маха-юги, то есть всех четырех циклов мировой истории.
Когда зло и насилие заполнят весь мир, закончится Кали-юга, и Шива принесет разрушение, чтобы Брахма создал новую жизнь на месте погибшего мира. Тогда цикл маха-юга запустится заново. Ведь в индуизме время не линейно, как принято в европейских религиях, а циклично. Его течением управляют три бога: Брахма отвечает за созидание, Вишну — за сохранение, а Шива — за разрушение. Так что Шива вовсе не беспощаден, как может показаться на первый взгляд. Он лишь делает свое дело, чтобы время продолжало повторяться.

Шива очень напоминает более старого бога Рудру. Согласно Ригведе, древнейшей книге индуизма, он олицетворял гнев и ярость. Их считают одним и тем же божеством, а имена используют как синонимы. В Ригведе говорится о двойственной природе Рудры. Например, можно встретить такое описание:
«Что можем мы сказать Рудре, Прозорливцу, самому щедрому, сильнейшему…»
Его называют щедрым и сильным, а еще «самым добрым». Но у этого божества есть и другие качества:
«Не убей, о Рудра, рассвирепев, наших мужей!»
Получается, Рудра одновременно предстает и как свирепый, «буйный» разрушитель, и как добрый, благодатный бог. И Шива тоже объединяет в себе противоположности.

Несмотря на его разрушающую природу, Шиву чаще всего изображают сидящим в позе лотоса. У него белоснежная кожа, а на лбу третий глаз, которым он, по одной из легенд, испепелил Каму — бога любви и желаний.
Бог-разрушитель разозлился, потому что Кама пытался вызвать у него любовь к Парвати, богине любви и плодородия. Она давно пыталась добиться Шивы, но он избегал удовольствий, поэтому отвергал богиню. Но после многочисленных испытаний Парвати добилась любви Шивы и стала его супругой. А позже у них родились дети — слоноголовый бог мудрости Ганеша и бог войны Картикея. Еще один популярный атрибут Шивы — пепел на его коже. Он символизирует непостоянство всего материального. А иногда его изображают танцующим, и это неспроста. Согласно Пуранам, важнейшим для индуизма текстам, Шива уничтожает мир именно с помощью танца.
Кроме того, шиваиты считают бога-разрушителя создателем самого известного сакрального индуистского звука — «ом». Именно этот звук, согласно Священной книге «Бхагавад Гите», обозначает высшую истину:
«С начала творения три слова — ом тат сат — использовались для обозначения Высшей Абсолютной Истины. Эти три слова-символа произносили брахманы, когда исполняли ведические гимны и совершали жертвоприношения во имя Всевышнего»
Выходит, Шива и в индуизме сочетает в себе великодушие и свирепость. А в шиваизме он принял все функции верховного божества. И именно он выполняет все, что нужно для поддержания мира — создает, сохраняет и уничтожает.

История шиваизма

Некоторые исследователи, в частности, британский индолог Рамчандра Нараян Дандекар, считали, что шиваизм — древнейшая из существующих в мире религий. Но сегодня эта теория не подтверждается.

Да, отдельные следы почитания Шивы встречаются еще до создания четырех главных вед, то есть сборников священных писаний в индуизме. Но достоверные свидетельства того, что именно Шива считался верховным богом, датируются только I в. н. э. Именно тогда появились такие шиваитские движения, как пашупаты и капалики. Их последователи практиковали аскетизм, йогу и ритуалы, связанные с поклонением Шиве.

Во времена правления династии Гуптов, то есть в IV–VI веках, шиваизм стал стремительно распространяться. Дело в том, что именно в этот период появились Пураны — тексты, в которых описана история Вселенной. В их числе были также «Шива-пурана», «Сканда-пурана» и «Линга-пурана» — важнейшие для шиваитов тексты, повествующие о деяниях Шивы и его сына Картикеи.
Когда в империи Гуптов начался упадок, местный вайшнавизм — еще одно течение внутри индуизма — стал менее распространенным. Люди обратились к шиваизму, и позже он распространился по всей Индии и даже за ее пределами, в странах Юго-Восточной Азии — Индонезии, Камбодже и Вьетнаме.

Со временем внутри течения развился тантрический шиваизм, который делает акцент на ритуальных практиках, мантрах и медитации. Тантрические тексты, такие, как «Шива-сутры», стали важной частью шиваитской традиции.

В VIII–IX веках в Кашмире также появилась школа кашмирского шиваизма, которая развивает философию недвойственности, то есть изначального единства человеческой души с Шивой. В Кашмире и сегодня находится одна из самых крупных общин шиваитов. Кроме того, они есть и на юге Индии — в Тамилнаде, Карнатаке и некоторых других штатах.

Ключевые идеи шиваизма

Шиваизм не слишком сильно отличается от индуизма в целом: здесь есть и духовные практики, и стремление к освобождению души. Но несколько отличий все же находится.

Шиваизм видит источник всего сущего именно в Шиве. Он является единоличным воплощением космического цикла, поэтому его почитанию уделяется больше всего внимания. А еще его часто отождествляют с Парашивой — высшей, безличной формой бога, которая находится за пределами всех проявлений.

Главный день почитания верховного божества в шиваизме называется Махашиваратри, или Великая ночь Шивы. Она приходится на ночь перед новолунием последнего лунного цикла зимы. На этом празднике верующие рассказывают истории и поют гимны, посвященные верховному богу.

Душа человека в шиваизме признана совершенной, ведь она происходит из божественной энергии. Однако люди живут в материальном мире иллюзий, или майе, поэтому вынуждены пребывать в сансаре — бесконечной цепочке перерождений. Главную цель шиваиты видят в освобождении и слиянии с Шивой. В зависимости от течения, для этого слияния используются различные практики: это могут быть медитации, храмовое почитание Шивы и даже оккультизм или магия.

Кроме этого, шиваизм проповедует аскетический образ жизни, то есть рекомендует ограничивать себя в удовольствиях. Ведь для освобождения души важно избавиться от желаний и привязанностей. К тому же сам Шива был аскетом, хотя кое-какие привязанности сохранил: ему удавалось быть идеальным мужем и отцом. А еще этические принципы шиваизма включают ахимсу — ненасилие, правдивость и самоотречение, которые помогают уменьшить количество зла в мире.

У шиваизма есть и любопытные отличительные черты. Так, одним из главных объектов поклонения в этом учении является лингам, то есть фаллический символ. Он символизирует творческую энергию Шивы и его роль как источника жизни. В «Шива-пуране» сказано, что когда Брахма и Вишну спорили, кто из них главнее, перед ними появился Шива в виде огромного огненного лингама. Он хотел впечатлить богов и искоренить их гордыню. План Шивы сработал, спор прекратился, а лингам стал символом бога-разрушителя.

Выходит, в целом шиваизм остается в рамках индуизма, ведь и медитации, и тантрические практики, и храмы, и даже почитание Шивы есть и в изначальной индуистской религии. К тому же в индуизме никогда не было единой системы верований, поэтому нельзя утверждать, что шиваизм как-то отделился от изначального вероучения.
Шиваизм появился как результат синтеза древних традиций, философских идей и социальных потребностей. Его универсальность и духовность сделали его одной из самых влиятельных религиозных традиций Индии. Шиваизм продолжает вдохновлять миллионы людей по всему миру, предлагая путь к единству с абсолютом через преданность, аскетизм и медитацию.

Литература:

  • Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М., Викторов В. Ю. «Религиоведение: Учебник для бакалавров», Юрайт, 2013.
  • Bisschop P. C. Early Śaivism — From Mantramārga Back to Atimārga: Atimārga as a Self-referential Term, Brill Publishers. 2022
  • Sanderson A. The Śaiva Age: The Rise and Dominance of Śaivism during the Early Medieval Period, Institute of Oriental Culture. 2009.
Автор: Ольга Тарасова, религиовед (УрФУ)
2025-02-26 17:18 РЕЛИГИЯ