На картине «Под венец» Константин Маковский изобразил, как в допетровской России боярскую девушку выдавали замуж. Это полотно отличается разнообразием деталей и исторической достоверностью. Перед его созданием художник изучил историю домашнего быта в музеях. Так в чем же смысл этой работы? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты. Приложение для саморазвития. Скачать.
Допетровская Россия на полотнах Маковского
Константина Маковского считают одним из известных портретистов XIX века. Он учился писать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а потом поступил в Императорскую Академию художеств в Петербурге. Маковский участвовал в объединении передвижных художественных выставок. В 1880-1890-е гг. живописец решил уделить большое внимание сюжетам допетровской России. Это было популярно в то время. Художники старались изучать историю домашнего быта, читать архивы в музеях, достоверно изображать предметы. Однако это получалось не у всех, некоторые живописцы писали картины на исторические сюжеты поверхностно. Они в основном акцентировали внимание на вещах, а не на персонажах. В итоге на работах художников были представлены «типичные» дьяки и боярыни.
Прощание с девичеством
На полотне «Под венец» мы видим предсвадебные сборы невесты. Девушка вместе с близкими находится на верхнем этаже палат терема. В этих покоях жили женщины и дети обоих полов до семи лет. Невеста плачет, так как в свою семью она никогда не вернется. Женщина расчесывает ей косу, что символизирует прощание с девичеством. В Древней Руси одну косу носили девушки, а замужние женщины заплетали две косы и обязательно закрывали волосы платком или головным убором. У ног главной героини находится девушка, которая смотрит ей в глаза.
Переплетенные руки женщин — это символ девичества и замужества. На картине женщины одеты в кокошники и роскошные наряды. Боярские костюмы отличались пышностью. Их украшали бисером, вышивкой, жемчугом, золотыми нитями. В дверях мы видим мужчину с белым полотенцем. Это представитель жениха, которого называли дружка. Он принес сундук с его подарками, который должен оберегать влюбленных от сглаза и порчи.
Трагизм и торжественность
Стоит отметить, что художник мастерски передал быт того времени. Но он привнес и новые детали, которые привычны обществу XIX века. Например, в допетровский период не было напольного ковра и занавесок. Ковер не стелили на пол, так как он считался для этого слишком роскошным. Кроме того, невесту одевали не в белое, а в красное.
На картине мы видим и трагизм, и торжественность, и пышность. Художник использует богатый колорит для ее написания. С одной стороны, герои одеты в эффектные наряды, они рады, что девушка выходит замуж. С другой стороны, невеста опечалена, так как она будет жить уже в другом доме и с другими людьми. Кроме того, она не знала, кто будет ее женихом. Суженого ей искали родители.
Лучи солнца, которые пробиваются в дом, освещают платье невесты. Оно как будто сверкает на солнце. Таким образом Маковский выделяет ее фигуру на фоне остальных.