Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как смотреть картины Марка Ротко?

Марк Ротко считается одним из создателей американского абстрактного экспрессионизма. Это направление появилось в середине ХХ века в США. С помощью творчества Марк Ротко хотел выразить человеческие эмоции. А как смотреть его картины? Разбираемся в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

От фигуративности к абстракционизму

Марк Ротко, как и многие абстракционисты, начинал с фигуративной живописи. Это направление, в котором художник стремится изобразить максимально схожий с реальным объект. Одной из популярных серий ранних работ Марка Ротко считаются картины с нью-йоркским метро. Сюжет навеян тревожной атмосферой в период Великой депрессии. Персонажи здесь вытянуты и сплющены, они сливаются с пространством. Пассажиры метро Ротко похожи на героев древнеримских росписей.
В 1940-е гг. на творчество американского художника влияет сюрреализм. Дело в том, что в США становится больше авангардистов, в том числе сюрреалистов, которые бегут от нацистов и войны. Они вдохновляют американских художников на создание похожих произведений. Именно поэтому в этот период картины Марко Ротко напоминают стиль испанского художника-абстракциониста Хуана Миро и американского автора абстракций Аршила Горки.

Самое главное — цвет

  1. В середине 1940-х гг. американский художник полностью отказывается от фигуративной живописи. Это во многом связано с трагедией холокоста и Второй мировой войны. Марк Ротко говорил, что человеческие фигуры на его полотнах бессильны перед смертью. Он утверждал, что «не заинтересован в соотношении цвета и формы и чего-то еще». Его «интересует выражение базовых человеческих эмоций — трагедии, экстаза, рока и так далее».
Эти эмоции художник выражает с помощью цвета. Его предшественник Василий Кандинский считал, что именно цвет влияет на душу. Но при этом художник даже не мог подумать, что он может существовать без геометрической формы. Марк Ротко как раз освобождает цвет из формы.


Все началось с работ «Мультиформы», где мы видим цветовые пятна. В конце 1940-х гг. они стали «цветовыми полями». Это было новое направление в абстрактной живописи, к которому, кроме Ротко, относились Барнетт Ньюман, Элен Франкенталер, Клиффорд Стилл.

Капелла по всем правилам

Цвета на картинах Марка Ротко были абсолютно разными: желтыми, оранжевыми, синими, серыми. Но в них была мощная сила. Они могли даже довести зрителя до катарсиса. Люди плакали перед картинами американского художника. Но для того, чтобы они их тронули, полотна необходимо правильно выставить. Как это сделать? Ротко использовал приглушенное освещение. Кроме того, его выставки чаще всего проходили в капеллах в сельской глуши. Таким образом зрители могли стать паломниками, насладиться его работами без спешки и даже помедитировать. Такая капелла существует в Хьюстоне. Это единственное пространство, которое соответствует всем идеям Ротко.


Изначально ему дали заказ сделать росписи для капеллы при католическом Университете Святого Фомы в Хьюстоне. Заказчиками были коллекционеры Джон и Доминик де Менил. Они эмигрировали из Франции в США в период Второй мировой войны. Живопись Ротко для капеллы была радикальной. Он создал почти черные абстракции. На первый взгляд они выглядят монохромными, но если приглядеться, можно заметить разные цвета. Интересно, что Марк Ротко участвовал в строительстве капеллы и следил, чтобы там было правильное освещение. Сначала ее планировали сделать католической, но потом признали святилищем.
2023-12-14 15:27 ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО