Авторский почерк некоторых режиссёров можно узнать по одной сцене. А Уэса Андрсона мы узнаём по кадру. С помощью особого визуального языка он создал целый кинематографический мир, в который многие хотят погрузиться и в реальной жизни. Как он его создал? Разбираемся в статье.
В фильмографии Уэса Андерсона 10 полнометражных фильмов. Если задуматься о жанрах, то картины абсолютно разные: это и роуд-муви «Поезд на Дарджилинг», и антиутопия «Остров собак», и кино о взрослении «Академия Рашмор», и криминальный фильм «Бутылочная ракета», и альманах «Французский вестник». Однако все они кажутся похожими.
Во-первых, героями — неординарными, странными и очаровательными. Обычно это либо гении, либо очень взрослые дети, либо эксцентричные и инфантильные взрослые. Почти все они бесконечно читают, курят, ездят на мотоциклах, заглядывают в бинокли и от кого-то убегают.
Во-вторых, настроением. Кино Андерсона смешное и абсурдное, с визуальными гэгами и нелепыми случайностями. С другой стороны, это серьезные драматические истории — персонажи умирают или переживают потерю, сталкиваются с войной или совершают революцию.
В этих повторениях проявляется личность самого режиссёра. Даже когда он делает экранизацию («Бесподобный мистер Фокс») или снимает фильм по мотивам известной истории («Водная жизнь» как новое видение «Моби Дика» или «Отель "Гранд Будапешт"» как синтез рассказов Стефана Цвейга), получается фильм о Уэсе Андерсоне. Его всегда волнуют темы семьи, одиночества, искусства, ностальгии и взросления.
Бесподобные миры мистера Андерсона
Можно подумать, что герои режиссёра безэмоциональные. Погружённые в свой внутренний мир, они реагирует либо очень скупо, либо преувеличенно ярко. Всё потому, что режиссёр привык показывать, а не рассказывать — и окружающие предметы порой раскрывают персонажей сильнее, чем они сами.
Мы знакомимся с героями по деталям: виниловым пластинкам, книжкам, компасам, чемоданам и фотоаппаратам. Ещё лучше мы узнаём их через одежду: мы можем увидеть очки, шляпы, необычные костюмы и униформу. Андерсон часто представляет пространства в виде кукольного домика с невероятно проработанными интерьерами.
В фильмах режиссёра также много графики и живописи. От открыток, вывесок, обложек книг и журналов до произведений искусства — картины «Мальчик с яблоком» из «Гранд Отеля», портретов Марго в спальне Ричи из «Семейки Тененбаум» и творчества Мозеса Розенталя из «Французского вестника».
Первое, что приходит на ум, когда мы упоминаем Уэса Андерсона — абсолютная симметрия и выразительная цветовая палитра. Симметрию он заимствует у Стэнли Кубрика, фильмы которого горячо любит. Из-за этой идеальности всё выглядит немного искусственным и театральным.
В повествование удачно вплетены поп-песни 60-х и 70-х годов. Есть и композиции, которые создаются специально для фильмов. Даже титры всегда чётко выверены и выписаны особым шрифтом — чаще всего режиссёр выбирает Futura или Helvetica.
Тщательно подобранные цвета усиливают общее впечатление и создают особое настроение каждого фильма. «Отель "Гранд Будапешт"» запомнился нам розовым, синим и красным, «Королевство полной луны» — зелёным и жёлтым. А чёрно-белый «Французский вестник» вдохновляется любимыми печатными изданиями режиссёра и фильмами французской «новой волны».
Жизнь через объектив камеры
Как Андерсон снимает? Один из известнейших приёмов режиссёра — разделение сюжета фильма на главы. Таким образом он напоминает нам, что это всего лишь история. Для этого он использует и закадровый голос: во «Французском вестнике» у всех статей есть свой рассказчик, который то появляется, то исчезает. В этом фильме он играет и с «текстурой» сцен — например, сцену погони в эпизоде «Приватная столовая комиссара полиции» он изображает в виде комикса.
Он резко приближает и отдаляет камеру, что добавляет скорее комичности, чем серьёзности. И обожает крупные планы, без которых не мог бы показать детали. Андерсон применяет и субъективную съёмку — когда камера как бы «становится» глазами персонажа или прикрепляется к транспорту. Также камера замедляется и «ходит» за героями — это приём тревеллинга. Актёры всегда находятся в центре кадра, могут выглядывать из искусственных рамок.
В фильмах Андерсона много театральных приёмов. Например, во «Французском вестнике» старение персонажа показано так: сначала перед нами сидит актёр, играющий молодого заключённого Розенталя, затем приходит его «старая версия», которой тот отдаёт свой порядковый номер. И в целом можно заметить, что актёры в фильмах двигаются театрально. Так, медленной и зловещей поступью шагает Эдриан Броуди, от которого в «Гранд Будапеште» убегает Сирша Ронан.
Бессменная команда
С Андерсоном часто сотрудничают одни и те же актёры. Для режиссёра важно, как актёр впишется в фильм, поэтому он любит работать с друзьями. «Талисман» Андерсона — Билл Мюррей. Он появляется почти во всех фильмах. Также режиссёр работает с Оуэном Уилсоном, с которым учился в колледже, его братом Люком Уилсоном, Джейсоном Шварцманом, Тильдой Суинтон, Анжеликой Хьюстон, Эдрианом Броуди.
Он соблюдает постоянство не только в актёрском составе. У него есть любимый оператор Роберт Йоумен. Новые саундтреки придумывают Александр Десплат и Марк Мазерсбро. А помогает выбирать из существующих Рендалл Постер.
Стиль Уэса Андерсона действительно узнаваем, хотя и сформировался не сразу: например, в дебютной «Бутылочной ракете» ещё нет знаменитого центрирования кадра.
При этом режиссёра нельзя обвинить в самоповторах. Ведь его кино — это скорее знакомый язык, на котором он рассказывает истории. Истории не надоедают, потому что они разные. Но мы любим их смотреть, так как кинематографический язык Андерсона удивительный — трогательный, смешной и очень красивый.