«Божественная комедия» навсегда изменила восприятие Ада в культуре. Но что происходит по Данте в Раю и Чистилище? Разбираем структуру дантовского загробного мира.
Время чтения: 5 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Ад
Главный герой «Божественной комедии», Данте, путешествует по загробному миру и встречает старых знакомых. Он проходит через Ад, Чистилище и Рай, поэтому композиция поэмы разделена на три части, которые в науке называют «кантиками».
Поэма начинается с того, что Данте, пройдя до половины земную жизнь, оказывается в сумрачном лесу. Это символ духовного заблуждения. Раньше считалось, что средний возраст человеческой жизни — 70 лет. Поэтому на момент действия «Божественной комедии» Данте 35 лет. В лесу он встречает трех зверей: пантеру, льва и волчицу. Они олицетворяют человеческие грехи: пантера — сладострастие, лев — гордость и властолюбие, волчица — алчность.
После встречи с животными появляется Вергилий, который поможет Данте пройти к Земному Раю. Но почему именно он? Дело в том, что Данте был большим поклонником Вергилия. Ведь он крупнейший поэт Древнего Рима и автор легендарной эпической поэмы «Энеида». В ней троянский герой Эней тоже спускается в подземный мир. Текст до сих пор считают образцом классической ясности и гармонии. Данте многому научился у Вергилия, поэтому его справедливо можно назвать учителем и наставником.
В «Комедии» Вергилий выступает воплощением разума. Его стойкость помогает Данте преодолевать тревоги и сомнения. Наставление поэта звучит так:
«Нельзя, чтоб страх повелевал уму; / Иначе мы отходим от свершений, / Как зверь, когда мерещится ему».
Сам Вергилий заточен в Аду, а конкретно — на первом его круге, в Лимбе. Здесь томятся души некрещенных младенцев и тех, кто родился до Христа, но вел праведную жизнь. Помимо Вергилия, здесь заточены Гомер, Гораций, Овидий и Лукан. А еще — знаковые римские и греческие герои, философы и ученые: от Юлия Цезаря до Аристотеля. Это подчеркивает, что даже величайшие умы античности не могли достичь полного познания истины без христианской веры.
А вот дальше начинаются уже более понятные грехи. Они расположены по мере возрастания пагубности. На каждом уровне души грешников страдают по принципу contrapasso: их наказания соответствуют природе грехов. Например, скупцы вынуждены катить тяжелые камни вверх по холму, сталкиваясь с другими. Это символизирует их бесконечную борьбу за материальные блага, которые они не могут обрести. Каждый круг Ада в «Божественной комедии» охраняют стражи. Так, за сладострастниками следит Минос — мифологический судья, который оборачивает хвост вокруг себя столько раз, сколько кругов должен пройти грешник.
Архитектура Ада у Данте — чрезвычайно глубокое исследование человеческих пороков. Структура седьмого и восьмого кругов загробного мира еще сложнее. Они делятся на пояса и щели, в которых заключены разные представили одного и того же греха. Например, насильники делятся на насильников над ближними, насильников над собой и над божеством. Другими словами, место найдется для всех.
Чистилище
Чистилище — это огромная гора, которая появилась после того, как Люцифер упал с небес на Землю, и от его падения образовалась глубокая яма — Ад.
Чистилище же выросло вверх, стремясь к небесам. Оно разделено на семь кругов, каждый из которых соотносится со смертным грехом. Только наказания здесь временные и целебные. Страдая в Чистилище, ты очищаешь душу от греха и помогаешь ей стать совершенной. Это обязательное условие для вхождения в Рай.
Для католиков Чистилище очень важно. Ведь есть души, которые не заслуживают вечного проклятия, но и для Рая не годятся. Поэтому им дается второй шанс в виде временных мук в Чистилище. Но не все христиане принимают эту идею. В православии и протестантизме посмертная судьба человека определяется более конкретно. Ты либо попадаешь в Ад, либо в Рай — третьего не дано.
Рай
Данте везет больше, и он достигает вершины Чистилища, где его покидает Вергилий. Хоть разум и помогал Данте на пути к истине, он не способен привести его в Рай. Это может сделать только божественная любовь. И вот здесь появляется Беатриче — муза и возлюбленная Данте. Она не мифологический и не исторический персонаж, а вполне реальная женщина из жизни поэта.
Впервые Данте и Беатриче встретились, когда ему было девять, а ей — восемь. Это была настоящая любовь с первого взгляда. Но их связывали платонические отношения. Спустя несколько лет возлюбленные уже состояли в браках с другими людьми, но это не помешало Данте пронести чувства к Беатриче через всю жизнь.
Беатриче умерла в родах в 24 года. Для Данте это стало потрясением. Он увековечил образ любимой сначала в сборнике «Новая жизнь», а затем и в «Божественной комедии». Наверное, это самое красивое признание в любви во всей мировой литературе.
По Данте, Рай — это мир абсолютной гармонии, света и радости, где обитают праведные души, достигшие вечного блаженства. Он разделен на девять небесных сфер, которые соответствуют разным добродетелям и заслугам. Они олицетворяют восхождение души к полному единению с богом и соответствуют Птолемеевской геоцентрической системе мира. За сферами Луны, Меркурия, Венеры, Солнца и другими следует Эмпирей — это высшее небесное царство, где обитают блаженные, способные лицезреть самого бога. Достижением Эмпирея завершается «Божественная комедия».
Здесь изнемог высокий духа взлет;
Но страсть и волю мне уже стремила,
Как если колесу дан ровный ход,
Любовь, что движет солнце и светила
Любовь — вот что оказывается движущей силой мира в системе Данте. Ты можешь увидеть это на всех уровнях. В Аду поэт сочувствует грешникам, в Рай его провожает любовь всей его жизни, и она же встречает его в Чистилище. Да и сам Ад сотворен «первой любовью», если верить надписи на входе.
Автор: Андрей Наседкин, филолог, литературовед (НИУ ВШЭ), член Группы Достоевского (ИРЛИ РАН)