Петербург в литературе Достоевского — это не просто фон для событий, а полноценный персонаж, который взаимодействует с героями и влияет на них. В путеводителе ты найдешь реальные места города, которые отсылают к произведениям автора. Собирай рюкзак, поможем тебе посмотреть на город с другой стороны, прикоснуться к литературному прошлому и узнать о «секретных» местечках.
Время чтения: 3 минуты
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Время чтения: 3 минуты
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
«Белые ночи» (1848)
Именно на набережной реки Фонтанки безымянный главный герой встречает свою возлюбленную — Настеньку. Судьбоносная встреча происходит в одну из белых ночей. Окрестности до сих пор частично сохранили свой исторический облик. Гуляя по набережной, можно представить атмосферу того времени.
«Преступление и наказание» (1866)
Дом старухи-процентщицы. Этот дом на канале Грибоедова стал печально известен как место, где Родион Раскольников совершил убийство. Хотя точный адрес в романе не указан, историки и литературоведы считают, что дом №104 наиболее соответствует описанному в романе.
Дом Раскольникова. Дом считается прототипом жилища главного героя — Родиона Раскольникова. Достоевский специально поселил героя в неблагополучный район, где царят бедность и отчаяние.
Дом Сони Мармеладовой. В романе дом был «трехэтажный, старый и зеленого цвета». Сейчас у дома четыре этажа, в советское время перестроили. А этажа-то два на фотографиях тех времен! Тем не менее именно этот дом считают домом Сонечки, т. к. он подходит по самым ярким приметам. Окна выходят на «канаву».
Так Достоевский называл канал Грибоедова, тогда — Екатерининский канал. «Безобразный тупой угол» у комнаты. Других таких домов поблизости нет.
«Идиот» (1868)
В романе задействованы три вокзала:
- Николаевский (ныне Московский)
- Варшавский. «В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской железной дороги на всех парах подходил к Петербургу»
- Царскосельский (ныне Витебский)
Дом генеральши Епанчиной. Дом считается прототипом места, где князь Мышкин — главный герой романа, встречается с реалиями богатой и противоречивой петербургской жизни. Подчеркивается контраст между простотой Мышкина и миром вокруг него.
Салон Настасьи Филипповны. Свадьба. В павловском храме Святой Марии Магдалины должна была состояться свадьба князя Мышкина и Настасьи Филипповны.
Квартира Рогожина. Считается прототипом жилья Парфена Рогожина. Это место стало символом напряженной и мрачной атмосферы романа. В этой квартире произошла кульминационная сцена убийства одной из ключевых героинь — Настасьи Филипповны.
«Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеленого».
«Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеленого».
Петербург в произведениях Достоевского предстает не просто как фон для событий, а как живой, динамичный персонаж, который активно взаимодействует с героями и влияет на их судьбы.
А прогулка по набережной реки Фонтанки из «Белых ночей» или посещение домов, связанных с «Преступлением и наказанием» и «Идиотом», и сегодня помогают нам глубже понять психологию полюбившихся персонажей.
А прогулка по набережной реки Фонтанки из «Белых ночей» или посещение домов, связанных с «Преступлением и наказанием» и «Идиотом», и сегодня помогают нам глубже понять психологию полюбившихся персонажей.
Автор — Андрей Наседкин, филолог, литературовед (НИУ ВШЭ), член Группы Достоевского (ИРЛИ РАН)