Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чем смысл картины «Призвание апостола Матфея» Караваджо?

Итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо получил популярность после написания картины «Призвание апостола Матфея». На его полотнах преобладают религиозные мотивы. Так в чем же суть работы «Призвание апостола Матфея»? Разбираемся в статье.

Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать

Иисус Христос и апостол Петр в таверне

«Призвание апостола Матфея» — это первая картина Караваджо, которая написана не по частному заказу. Она находится в римской капелле Контарелли вместе с другими двумя работами художника. В центре сюжета — библейская история о том, что сборщик пошлин Левий Матфей знакомится с Иисусом, следует за ним и становится апостолом. На картине мы видим, что Левий встречается с должником. Налогоплательщики пересчитывают деньги, а в таверну заходят апостол Петр в не примечательной одежде и Иисус Христос.
Полотно «Призвание апостола Матфея» вызвало общественный резонанс, людей возмутило, что Иисус изображен за апостолом. Стоит отметить, что Караваджо все же акцентирует наше внимание на образе Божьего сына. Иисус жестом указывает на Матфея, имеет выразительные черты лица и уверенный взгляд. Его голову венчает нимб.

А где Матфей?

На картине «Призвание апостола Матфея» мы видим, что Иисус вдохновляет Матфея, и тот решает стать апостолом и следовать за ним. Однако здесь возникает вопрос, а где же изображен Левий? Согласно самой распространенной версии это молодой бородатый мужчина, который находится в центре полотна. На его лицо попадает луч света. Христос показывает на Матфея, а тот растерянный как будто спрашивает у него: «Меня?» Здесь присутствует драматичность. Герои удивлены и находятся в замешательстве. Матфей тоже не уверен, его взгляд нерешительный. А Иисус, наоборот, показан уверенным и спокойным.
Но есть и другая версия. Сборщиком пошлин может быть юноша, который пересчитывает монеты. В одной руке он сжимает кошелек. Луч света тоже попадает на него, но он еще не видит Иисуса и апостола Петра. Некоторые искусствоведы считают, что так Караваджо изобразил Матфея. Герой находится в своем темном мире, но скоро поднимет голову и увидит вошедших.

Луч спасения в темном мире

Эстетика полотна «Призвание апостола Матфея» похожа на ранние работы Караваджо. Там действие тоже происходило в таверне.
Важное значение на картине имеет контраст. Когда Иисус и апостол Петр заходят в таверну, пространство как будто бы «разрезается» с помощью игры света и тени. Создается ощущение, что в темном и грешном мире появляется луч спасения.
Критики были возмущены, что Караваджо спрятал фигуру Иисуса Христа за святым Петром. На самом деле художник сделал это намеренно. Он хотел показать, как нелепо и неловко апостол Петр повторяет жест учителя.
2023-12-05 14:20 ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО