Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Стоит ли идти на выставку Васнецова в Русском музее?

виктор васнецов, васнецов художник
В Петербурге снова гремит выставка, и снова в Русском музее. Казалось бы, только недавно Северная столица стояла в очередях к главному корпусу музея на Брюллова, теперь почти такого же размера толпы сгрудились около корпуса Бенуа. Именно там показывают монографическую выставку работ Виктора Васнецова.
Этот художник знаком с детства почти каждому жителю нашей страны и очень многими любим. Он был певцом русской сказки, но вместе с тем и очень острым жанристом, лиричным пейзажистом и одухотворенным мастером религиозной темы. Наш искусствовед Дарья Шеховцова сходила на выставку, чтобы рассказать, удалось ли музею раскрыть этого художника.
Время чтения: 10 минут.

Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Певец былин и сказок

Выставка Васнецова организована по тематическому принципу. Недавно мы рассказывали о том, как экспонировали Брюллова в Михайловском дворце, и отмечали, что там работы были выставлены по хронологии: от академических полотен до работ последних дней. И из-за разнообразия сюжетов люди зачастую просто теряли нить повествования. А в случае с Васнецовым куратор предпочел разделение по темам, и это решение оказалось очень удачным.
выставка васнецов русский музей
Васнецов — это достаточно многогранный художник. Хотя иногда зритель и считает его только «сказочником», это не так. И структура экспозиции это отражает. Но все же открывает выставку самый известный аспект его творчества — раздел «Богатыри».

Первая точка знакомства с художником, помимо его портрета, — это картина, которая задает весь тон дальнейшего повествования, — «Баян». Занятно, что для самого Васнецова эта картина была одной из самых поздних, она практически завершала для него былинную тему. А вот для посетителей выставки «Баян» эту тему открывает. В этом можно увидеть сценарное решение. Певец Баян, главный герой картины, рассказывает слушателям героическую историю. Ему внимает дружина, которая собралась вокруг. Его слушаем и мы: эпический тон «Баяна» закладывает наше, зрительское, впечатление от выставки.
васнецов баян
Далее следует череда «богатырских» работ Васнецова. В корпусе Бенуа удалось собрать почти все самые важные шедевры мастера: из Москвы в Петербург приехали «Богатыри» и «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Вот только эти картины колоссального размера, а корпус Бенуа особенно большими залами не отличается.
васнецов баян
Перед организаторами выставки стоял огромный вопрос: как вообще разместить эти полотна? И решают они его специфическим образом: ставят перегородки и фальшстены наискось. Причем не параллельно друг другу, а наоборот, чтобы между этими двумя «колоссами» было пространство в форме усеченного треугольника.
Однако это решение создает проблему. Поставленные по диагонали перегородки затрудняют движение людей и создают места скоплений. Из-за этого и без того небольшие залы корпуса Бенуа кажутся переполненными. Мы ходили на последний сеанс перед закрытием, обычно в это время мало людей. Но даже тогда теснота ощущалась.

Работам Васнецова нужен воздух. Нужно пространство, которое они смогут захватить и заполнить своим величием. А здесь огромные «Богатыри» оказались буквально зажаты в небольшом месте. И отойти подальше, чтобы лучше увидеть картину целиком, тоже практически невозможно. Может быть, на первом сеансе в будни этой проблемы удастся избежать и можно будет насладиться эпическим масштабом этой живописи.

Впрочем, саму архитектуру и дизайн выставки нельзя назвать неудачными. В этом зале колорит картин подчеркивается тепло-зеленым цветом фальшстен. А верхние границы этих конструкций выполнены в виде немного закругленных узоров. Такая форма напоминает картинную раму. Это достаточно хорошо погружает зрителя в особенную атмосферу работ Васнецова.
Приложение Правое полушарие Интроверта
Следующий раздел, который продолжает тему народных сказаний, называется «Сказка». Открывает его полотно «Иван-Царевич на Сером Волке». Подробный анализ этой картины можно найти в нашем журнале, советуем туда заглянуть. А далее гостей встречают прекрасные царевны, мифические птицы Сирин и Алконост и, наконец, знаменитая «Аленушка». Она становится главным акцентом этого раздела. Это подчеркивается при помощи архитектуры экспозиции. Угол, где размещена картина, как бы ограждается от остального зала. И зритель попадает в уединенное пространство на берегу этого маленького пруда, где, склонив голову, горюет прекрасная Аленушка. Действительно, очень красивое решение. Вот только все эти дополнительные построения внутри достаточно маленького зала еще сильнее стесняют посетителей выставки. Страшно представить, каково бродить по этому пространству в час пик или же с экскурсионной группой.
васнецов сказки
Впрочем, надо отдать должное кураторам: сама выборка картин дает очень хорошее представление о главных особенностях метода художника. В творчестве Васнецова очень тонко соединяются очарованное любование сюжетом и высокий, эпический пафос. Его «богатырские» работы часто не рассказывают какую-то конкретную историю, а скорее передают образ. И это не просто образ богатыря — это собирательный образ России, который в это время искали многие художники. Каждый по-своему, через различные сюжеты и методы. И особенности подхода Васнецова в этих двух разделах удается очень хорошо раскрыть.

Неочевидный Васнецов: портрет, пейзаж, жанр

васнецов жанры
Следующий раздел посвящен не сказочным работам Васнецова, а бытовому, портретному, пейзажному и историческому жанрам. Последний представлен всего одной картиной, но именно она встречает нас при входе — это портрет Ивана Грозного.
Грозный стоит на лестнице, слегка поворачивает голову на зрителя и очень серьезно смотрит. Васнецов стремится представить характер своего героя, выразить его яркую личность, и все это сконцентрировано в сверхнапряженной позе и буравящем взгляде. Эта работа помогает достаточно органично перейти от сказочной темы к бытовой. С одной стороны, мы видим стремление показать скорее образ, чем реального человека. Это подчеркивается занятной композицией, которая немного напоминает книжную иллюстрацию. Но с другой стороны, мы отмечаем интерес художника к психологизму. Он проявляется в его реалистических работах бытового жанра, которые представлены далее, и портретах. Неудивительно, что Крамской, лидер передвижников, видел в юном Васнецове прекрасного критического реалиста.

Огромное достоинство выставки заключается в том, что на ней в достаточно большом количестве представлена графика Васнецова. Причем как отдельные сюжетные листы, так и его чертежи и эскизы. Например, эскиз фасада Третьяковской галереи. Это, пожалуй, главное архитектурное произведение Васнецова.
Пейзажи, представленные в этом разделе, рисуют нам Васнецова как удивительно вдумчивого и созерцательного человека. Это пейзаж лирического типа: такой, в котором раскрывается поэзия обыденности.
Этот раздел выставки представляет нам нетипичного Васнецова: лирика, мастера психологического портрета, виртуозного графика и даже художника по костюму — здесь, например, представлены одежды служителей Феодоровского собора в Царском селе, выполненные по эскизам мастера. А прологом для следующего раздела служит инсталляция с изображением Владимирского собора в Киеве в разрезе. Именно так можно лучше всего представить масштаб религиозной живописи Васнецова. К ней мы и переходим.

Религиозная живопись

Художник нередко участвовал в росписи церквей, создавал религиозные образы и особенно трепетно осмыслял эту тему. На выставке это прекрасно продемонстрировано.

Этот пласт живописи Васнецова представлен двумя залами. Главная звезда первого — это триптих «Радость праведных о Господе», который занимает всю левую стену помещения. Узкое и небольшое пространство не дает зрителю отойти на достаточное расстояние, чтобы рассмотреть всю композицию целостно. Казалось бы, неудача. Но в этом есть и плюс: можно близко рассмотреть всех героев, буквально лицом к лицу. И это производит на зрителя колоссальное впечатление.
радость праведных о господе васнецов
Религиозная живопись Васнецова, возможно, чуть ли не лучшее, что случилось с этим художником. Она проникнута какими-то глубоко личными и очень честными религиозными переживаниями. В полотнах Васнецова реализуется идея, что Бог — это Любовь. И этой любовью оказывается проникнуто абсолютно все живописное пространство: от ликов святых до трепетаний ангельских крыльев.

Васнецов не стремится нравоучать зрителя: нет, он обращается к пласту эмоций. Именно из-за этого все герои его религиозной живописи выглядят эмоционально, а не просто возвышенно и отстраненно. Херувимчики, как маленькие дети, наивно жмутся к трону монументального Бога-Отца Саваофа. Богородица трепетно прижимает к груди Христа, который стремится вырваться из ее рук к людям. Все это не может не оставить глубокого впечатления.

Эпилог

Последний раздел — это театральная живопись Васнецова. И главный экспонат в нем — это, конечно, полотно «Снегурочка». Таким образом, происходит как бы «развязка» большого повествования о художнике. И остается только эпилог, который, стоит отметить, выглядит невероятно эффектно.

Еще из зала с религиозной живописью через дверной проем заметна картина, которая станет финальным аккордом выставки, — это «Ковер-самолет». Картина-полет, наполненная бесконечной внутренней радостью, ощущением приближения чего-то нового, неизведанного. И это не просто так: Васнецов творил в то время, когда уже рождался модерн, и в некоторых его работах можно увидеть ростки этого стиля. А дальше будет совершенно новое искусство с новым языком. И в таком экспозиционном решении можно увидеть замысел подобного предчувствия. С другой стороны, быть может, это просто некое олицетворение самой живописи Васнецова: свободной, просторной, величественной и наполненной внутренней радостью.
васнецов снегурочка, васнецов ковер самолет
Выставка вызывает смешанные впечатления. Из-за не вполне удачного расположения в достаточно узком корпусе, вышло странное сочетание монументальной живописи и очень камерного пространства. Чувствовалось, как Васнецову не хватает места и воздуха. С другой стороны, музей приложил все силы, чтобы раскрыть художника с разных сторон, и это удалось сделать. Иными словами, идти на выставку точно стоит. Однозначно рекомендуем.
Автор: Дарья Шеховцова, искусствовед (Санкт-Петербургская Академия художеств им. И. Репина, МГУ)
Приложение Правое полушарие Интроверта
ЖИВОПИСЬ