Считаешь, что комиксы — это не литература, а просто картинки с текстом? В статье рассказываем, почему это не так.
Время чтения: 5 минут
Что делает комикс особенным
В XIX веке Гегель выделял пять видов искусств: архитектура, скульптура, живопись, музыка и поэзия (литература). К ним также примыкало сценическое искусство. Однако в XX веке добавилось еще кино, ставшее искусством новых медиа, а затем и комиксы. Сейчас комикс занимает свое заслуженное место среди прочих видов искусства, тем не менее его по-прежнему покрывает тень предрассудков.
Комикс — это последовательное искусство. Его отличает определенный способ повествования: ряд расположенных картинок, который может сопровождаться текстом.
С помощью комикса можно рассказать все что угодно: детскую сказку, приключения Микки Мауса, биографию Франца Кафки или воспоминания о Холокосте. Комикс не ограничен определенными сюжетами, так что не стоит думать, будто комиксы — это только про людей в трико и только для детей.
Важно понимать, что комикс — это форма высказывания. При восприятии художественного произведения не стоит смешивать форму и содержание. Существует огромное количество плохих комиксов ровно так же, как существуют библиотеки очень плохих книг и километры кинопленки ужасного кино. Не стоит судить комиксы по отдельным конкретным представителям. Комикс — это форма, а содержание может быть любым.
Комикс еще довольно часто и абсолютно незаслуженно сравнивают с литературой, не в пользу первого. Разумеется, сравнивать комиксы и литературу — это как сравнивать музыку и живопись или скульптуру и поэзию. Это просто разные виды искусств. Сравнивать их абсолютно некорректно, тем более с целью показать преимущества одного перед другим. Каждый вид искусства дает уникальный эстетический опыт. То, что предлагает комикс, нельзя получить в литературе, и наоборот.
Кстати, как думаешь, граффити — это кринж или красота? Смотри саммари «Стрит-арт: зеркало жизни города» и узнай ответ. За 10 минут разобрали 6 особенностей уличного искусства, чтобы никто больше не путал его с вандализмом.
Как работают комиксы
Как правило, для того, чтобы описать весь спектр нашего опыта, при создании комикса автор делает акцент на одном визуальном канале. То есть ему нужно передать и звук, и действие, и течение времени только визуальными образами. По сути, комикс — это соединение видимого и невидимого, причем автор и читатель — это создатели такого творческого тандема.
Несмотря на то, что в комиксе изображение преобладает над текстом, большую часть восприятия комикса достраивает наше воображение. Например, мы видим три картинки: лицо, затем дуло пистолета и наконец лежащего человека. Сам момент убийства нам не показан, но это и не нужно, ведь мы достроили его у себя в голове. Комикс очень пластичен, он открыт к фантазии читателя — финальное восприятие происходящего зависит только от нас.
Помимо этого, комикс уравнивает время и пространство. Мы одновременно видим и прошлое, и будущее. Они не сменяют друг друга, как в кино или в литературе, а находятся одновременно перед нами. К этому приему часто прибегают авторы комиксов для того, чтобы создать единую картинку.
Чем вдохновлялся комикс
Эдвард Мейбридж и его «Движение лошади», либо «Велосипедист» Гончаров помогли отобразить время в форме последовательных кадров. Марсель Дюшан и его «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» очень хорошо показывают, как визуально можно передать действие. Это мы впоследствии увидим в комикс-культуре. А для изображения эмоций и чувств комикс-культура берет работы Ван Гога, Мунка и Кандинского. В комиксах линии и формы передают экспрессию, ровно как на картинах этих великих художников.
Текстовые облачки: для чего они
Последняя особенность комикса — это соотношение слова и образа. Язык нужен комиксу не только для передачи слов персонажей, но и для достижения нужного ощущения от кадра перед нами. Вот основные функции текста в комиксе:
- Изображение иллюстрирует текст
- Слово — это саундтрек
- Слова и изображения усиливают друг друга
- Слова и образы могут идти параллельно
Таким образом, комикс — это отдельный вид искусства, игнорировать который означает закрывать глаза на огромный пласт культуры. Это глубокие, сильные произведения, очень требовательные к читателю. И даже если комиксы не нравятся, это не повод уничижительно говорить про комиксы в целом. Комиксы — это действительно один из видов современного искусства.
Итак, теперь ты знаешь, что:
- Комикс — это лишь форма, его содержание может быть любым
- Чтобы описать весь спектр нашего опыта, автор при создании комикса делает акцент на одном визуальном канале
- Создатели комиксов черпали вдохновение из работ Эдварда Мейбриджа, Марселя Дюшана, Ван Гога, Кандинского и других
- Язык нужен комиксу не только для передачи слов персонажей, но и для достижения нужного ощущения от кадра перед читателем
Доктор Стрэндж — твой любимый персонаж комиксов? Мы разобрали 4 грани его личности в саммари «Психологический разбор Доктора Стрэнджа». За 10 минут нашли темную сторону позитивного персонажа и выяснили, почему Стивен кажется эгоистом. А наши умные рекомендации подскажут, что смотреть дальше:
«Философия Таноса»
«Философия Дэдпула»
«Психологический разбор Локи»
Покупай одно саммари навсегда за 99 рублей или получай доступ ко всей библиотеке контента (1000+ саммари) за 300 рублей. А с промокодом BLOG30 кайфуй от саморазвития 30 дней за 0 рублей.
Кстати, популярность киновселенной Marvel объясняем в этой статье:
Почему все любят фильмы Marvel