До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему комиксы — это искусство?

Считаешь, что комиксы — это не литература, а просто картинки с текстом? В статье рассказываем, почему это не так.
Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать

Что делает комикс особенным

«Маус: Рассказ выжившего» (Maus: A Survivor’s Tale; 1971–1991), автор — Арт Шпигельман
В XIX веке Гегель выделял пять видов искусств: архитектура, скульптура, живопись, музыка и поэзия (литература). К ним также примыкало сценическое искусство. Однако в XX веке добавилось еще кино, ставшее искусством новых медиа, а затем и комиксы. Сейчас комикс занимает свое заслуженное место среди прочих видов искусства, тем не менее его по-прежнему покрывает тень предрассудков.
Комикс — это последовательное искусство. Его отличает определенный способ повествования: ряд расположенных картинок, который может сопровождаться текстом.
С помощью комикса можно рассказать все что угодно: детскую сказку, приключения Микки Мауса, биографию Франца Кафки или воспоминания о Холокосте. Комикс не ограничен определенными сюжетами, так что не стоит думать, будто комиксы — это только про людей в трико и только для детей.
Важно понимать, что комиксэто форма высказывания. При восприятии художественного произведения не стоит смешивать форму и содержание. Существует огромное количество плохих комиксов ровно так же, как существуют библиотеки очень плохих книг и километры кинопленки ужасного кино. Не стоит судить комиксы по отдельным конкретным представителям. Комикс — это форма, а содержание может быть любым.
Комикс еще довольно часто и абсолютно незаслуженно сравнивают с литературой, не в пользу первого. Разумеется, сравнивать комиксы и литературу — это как сравнивать музыку и живопись или скульптуру и поэзию. Это просто разные виды искусств. Сравнивать их абсолютно некорректно, тем более с целью показать преимущества одного перед другим. Каждый вид искусства дает уникальный эстетический опыт. То, что предлагает комикс, нельзя получить в литературе, и наоборот.

Как работают комиксы

Как правило, для того, чтобы описать весь спектр нашего опыта, при создании комикса автор делает акцент на одном визуальном канале. То есть ему нужно передать и звук, и действие, и течение времени только визуальными образами. По сути, комикс — это соединение видимого и невидимого, причем автор и читатель — это создатели такого творческого тандема.
«Ньярлатхотеп. Храм» (графический роман), авторы — Говард Филлипс Лавкрафт, Ротомаго, Жюльен Нуарель, Флоран Кальвес
Несмотря на то, что в комиксе изображение преобладает над текстом, большую часть восприятия комикса достраивает наше воображение. Например, мы видим три картинки: лицо, затем дуло пистолета и наконец лежащего человека. Сам момент убийства нам не показан, но это и не нужно, ведь мы достроили его у себя в голове. Комикс очень пластичен, он открыт к фантазии читателя — финальное восприятие происходящего зависит только от нас.
Помимо этого, комикс уравнивает время и пространство. Мы одновременно видим и прошлое, и будущее. Они не сменяют друг друга, как в кино или в литературе, а находятся одновременно перед нами. К этому приему часто прибегают авторы комиксов для того, чтобы создать единую картинку.

Чем вдохновлялся комикс

«Лошади в движении», Эдвард Мейбридж
Эдвард Мейбридж и его «Движение лошади», либо «Велосипедист» Гончаров помогли отобразить время в форме последовательных кадров. Марсель Дюшан и его «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» очень хорошо показывают, как визуально можно передать действие. Это мы впоследствии увидим в комикс-культуре. А для изображения эмоций и чувств комикс-культура берет работы Ван Гога, Мунка и Кандинского. В комиксах линии и формы передают экспрессию, ровно как на картинах этих великих художников.
Слева — «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (1912), Марсель Дюшан; справа — «Секущая линия» (1923), Василий Кандинский

Текстовые облачки: для чего они

Последняя особенность комикса — это соотношение слова и образа. Язык нужен комиксу не только для передачи слов персонажей, но и для достижения нужного ощущения от кадра перед нами. Вот основные функции текста в комиксе:
  • Изображение иллюстрирует текст
Если герой говорит «это облако летит», то мы видим это облако.
  • Слово — это саундтрек
Слова могут служить звуковым сопровождением действию. Забавные междометия «ба-бах», «бах» тут нужны для создания полноты переживания момента.
  • Слова и изображения усиливают друг друга
Слово может лететь в цель вместе с выпущенной пулей или может использоваться для крика, усиливая тем самым изображенный крик.
  • Слова и образы могут идти параллельно
Например, внутренний монолог героя может идти на фоне пейзажа города или обрывков из его же прошлого.
«До встречи осенью» (графический роман, 2021), Рейнбоу Рауэлл, Фэйт Эрин Хикс
Таким образом, комикс — это отдельный вид искусства, игнорировать который означает закрывать глаза на огромный пласт культуры. Это глубокие, сильные произведения, очень требовательные к читателю. И даже если комиксы не нравятся, это не повод уничижительно говорить про комиксы в целом. Комиксы — это действительно один из видов современного искусства.
Итак, теперь ты знаешь, что:
  • Комикс — это лишь форма, его содержание может быть любым
  • Чтобы описать весь спектр нашего опыта, автор при создании комикса делает акцент на одном визуальном канале
  • Создатели комиксов черпали вдохновение из работ Эдварда Мейбриджа, Марселя Дюшана, Ван Гога, Кандинского и других
  • Язык нужен комиксу не только для передачи слов персонажей, но и для достижения нужного ощущения от кадра перед читателем
ИСКУССТВО