Эллинистический период (323–31 до н. э.) — важный этап в развитии античной мысли. Это время, когда культурные и политические изменения Греции породили новые философские течения, каждое из которых предлагало свои ответы на вопросы о природе, этике и смысле жизни. Давай рассмотрим основные философские направления этого периода и их выдающихся представителей.
Время чтения: 12 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Скептицизм: Пиррон из Элиды
Пиррона из Элиды (ок. 365–275 до н. э.) считают основателем философского скептицизма. Последователи этого направления сомневались в том, что можно достичь истинного знания. А еще придерживались эпохе.
Эпохе в переводе с греческого означает «воздержание от суждений». Пиррон утверждал, что человек не может достоверно сказать, что есть истина, ведь его восприятие подвержено ошибкам. Поэтому философ предложил воздерживаться от суждений по любому поводу, будь то вопросы о природе, боге или жизни. Так человек может избавиться от постоянных внутренних конфликтов и тревог, которые возникают из-за неопределенности и противоречивых мнений. Когда мы не утверждаем ничего с полной уверенностью, мы можем достичь внутреннего покоя.
Скептики также выступали против догматизма — уверенности в какой-либо истине, как в философских, так и в религиозных утверждениях. Они считали, что твердые убеждения и категоричность ведут к заблуждениям и страданиям. Например, мысль, что истинна только одна религия, может привести к конфликтам и насилию. Но если человек отказывается от таких убеждений, негативные последствия его не коснутся.
Скептицизм был не только теоретическим учением. Он еще и делал жизнь человека лучше: убирал из нее ненужные страдания и конфликты. Ведь мы не будем разочаровываться, когда что-то идет не по плану, если изначально не были уверены, что мыслим верно. Такой подход поможет сохранять внутреннее спокойствие даже в условиях неопределенности и жизненных трудностей.
Отдельно стоит упомянуть академический скептицизм — течение, которое возникло в Платоновской академии в IV веке до н. э. Он способствовал развитию критического мышления и научного метода. От него оттолкнулись многие философы XVI–XVII веков, например, Мишель де Монтень и Пьер Гассенди. Они по-новому взглянули на важные вопросы о природе знания и истины, и все благодаря идеям скептицизма.
Кинизм: Диоген Синопский
Диоген Синопский (ок. 412–323 до н. э.) — самая известная фигура кинизма. Это философское учение проповедовало отказ от всех материальных благ и общественных норм в пользу жизни, которая была бы максимально близка к природе.
Киники были уверены, что счастье не зависит от материальных благ. Поэтому человек должен отказаться от желаний и стремлений, которые связаны с внешними удовольствиями, богатством и статусом. Счастье — это внутреннее состояние, свободное от привязанности к материальному миру. Киники опирались на идею, что цивилизация, с ее стандартами и требованиями, только отдаляет человека от его истинной природы. Ты же помнишь, что Диоген жил в бочке и вел крайне скромный образ жизни? Он наглядно показал, что для настоящего счастья человеку нужно совсем немного: пища, вода и место для отдыха. Все остальное — лишь иллюзии, которые отвлекают от истинного смысла жизни.
Независимость от внешних обстоятельств и людей, какая была у Диогена, называется автаркия. По мнению киников, человек должен быть самодостаточен и не зависеть от окружающего мира. Главное для него — достичь внутренней свободы. Когда ничего, будь то богатство, слава или социальное одобрение, не может повлиять на его душевное спокойствие.
Киники демонстративно пренебрегали общественными условностями и нормами. Они считали, что общество навязывает людям социальные правила, традиции и моральные устои. А они лишь ограничивают свободу человека и искажают его природную сущность. Диоген не только пренебрегал обычной одеждой, но и открыто показывал своим поведением, что все проявления общества его не устраивают. Он даже не побоялся дерзить Александру Македонскому! Таким поведением он показал, что истинная свобода — в отказе от социальных масок и игр.
Позднее мы увидим отголоски кинизма в христианском аскетизме и экзистенциализме. Фридрих Ницше, например, вдохновлялся фигурой Диогена как примером радикальной честности и противостояния лицемерию общества. А христианские отшельники добровольно отказывались от материальных ценностей ради духовного роста. Но у кинизма был и более ранний последователь — стоицизм.
Стоицизм: Зенон из Китиона
Зенон из Китиона (ок. 334–262 до н. э.) был учеником киника Кратета Фиванского. Но он воспринял идеи кинизма более умеренно и развил свое направление философии: основал в Афинах школу стоицизма. Она стала одним из влиятельных философских направлений эллинизма. Стоицизм учил, что ключ к счастливой жизни лежит в добродетели и согласии с природой.
Одна из основ стоицизма — это идея Логоса, или разума и мирового порядка, который управляет вселенной. Стоики верили, что все события в мире происходят по строгому природному закону, и каждая вещь имеет свое место в этом космическом порядке. Логос можно рассматривать как своего рода универсальную «мудрость», которая управляет не только людьми, но и природой в целом. Человек, согласно стоикам, должен стремиться понять этот порядок и жить в гармонии с ним. Например, если человек осознает, что смена времен года — это естественное явление, а не наказание, он будет меньше страдать от холодной зимы или дождливой осени и примет эти явления как часть жизни.
Стоики утверждали, что добродетель — единственное подлинное благо. Это означает, что все внешние факторы (богатство, слава, здоровье или социальное положение) не имеют значения с точки зрения стоической философии. Эти вещи стоики называли «безразличными» (adiaphora) и подчеркивали, что они могут быть важны лишь в той мере, в какой способствуют развитию личной добродетели. Например, богатство или хорошее здоровье могут быть полезными, если они помогают человеку быть морально лучше или исполнять свои обязанности. Но их не стоит считать целью жизни. Цель, по мнению стоиков, — это стремление к нравственному совершенству, которое выражается в таких качествах, как мудрость, мужество, справедливость и умеренность.
Стоики придерживались мнения, что многие эмоции, такие как страх, гнев или зависть, возникают из-за неправильных суждений или искаженного восприятия реальности. Например, человек боится потерять работу не потому, что останется без денег. Он просто иначе интерпретирует ситуацию и опасается, что увольнение приведет к личному краху. Стоики верили, что иррациональных эмоций можно избежать, если правильно воспринимать и понимать мир.
Для стоиков путь к счастью лежал через управление мыслями и эмоциями. Поэтому человеку нужно было научиться контролировать свои реакции и стремиться к внутреннему спокойствию — атараксии. Но это не значит, что эмоции нужно подавлять. Важно правильно их трактовать и сохранять внутреннее равновесие, несмотря на обстоятельства.
Стоицизм повлиял на развитие философии и этики. Сходство можно найти даже в Библии! Христианство восприняло мысль о том, как важно заботиться о внутренней добродетели и контролировать эмоции. В религии также акцентируют внимание на нравственном совершенствовании и смирении перед высшим разумом. Более того, многие современные этические теории, такие как этика долга, основаны на стоической концепции о том, что человек обязан поступать правильно, независимо от личных желаний и обстоятельств. И это идет вразрез с представлениями следующей философской школы — эпикуреизма.
Эпикуреизм: Эпикур
Эпикур (341–270 гг. до н. э.), как ты мог догадаться, основатель школы эпикуреизма. Это направление подчеркивало важность наслаждения и советовало избегать страх, чтобы сделать жизнь счастливой. Эпикур учил, что цель человеческого существования — поиск удовольствия и избавление от страха и боли. А вот богатство и слава снова оказались не нужны для счастья.
Для эпикурейцев цель жизни — это достижение удовольствия (греч. hēdonē). Да, они те самые гедонисты. Однако удовольствие для Эпикура — это не бездумное удовлетворение всех желаний, а достижение атараксии — внутреннего покоя и свободы от страха. Физические удовольствия вроде вкусной еды или сна для философа были не так важны. Гораздо большее удовлетворение ему приносили умственные удовольствия: дружба, знания и философские размышления. Тогда секрет счастья для эпикурейца — это удовлетворение простых потребностей и рациональный образ жизни.
Ты спросишь: «Как можно избавиться от страха? И кого мы должны перестать бояться?» Эпикур считал, что человек должен избавиться от страха смерти и богов. Он был уверен, что большинство человеческих страданий — это результат иррациональных страхов и предрассудков. Известно его выражение:
«Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».
Стоит принять эту мысль и избавиться от страха, как жизнь станет более свободной. А мы сможем полноценно ею наслаждаться.
Но важно помнить, что в удовольствии нужно придерживаться умеренности. Даже если это цель жизни. Эпикур считал, что избыточные удовольствия, такие как роскошь и излишества, не приводят к настоящему счастью. Они только вызывают страдания, так как создают новые потребности и зависимости. Поэтому эпикуреизм продвигал простой образ жизни: удовлетворение базовых потребностей и умственные удовольствия.
Многие философские школы требовали от человека великих подвигов или отказа от мира. Вспомни, например, стоицизм и кинизм. Но эпикуреизм предложил человеку путь к счастью через разумное наслаждение и отказ от иррациональных страхов. Для довольства жизнью нужно немного: простота быта и внутреннее спокойствие. Конечно, эти мысли повлияли на понимание человеческого счастья. И продолжают влиять до сих пор, ведь вопросы о смысле жизни все еще для нас важны.
Неоплатонизм: Плотин
Философ Плотин (204–270 гг. н. э.) объединил платонизм с мистическими и метафизическими концепциями, и получился неоплатонизм. Это направление ориентировано на внутреннее преобразование человека, стремление к высшему знанию и мистическому единению с Богом. Согласно Плотину, весь мир устроен по принципу единства. А вся реальность исходит от Единого — высшей и абсолютной сущности.
Что есть Единое? Его невозможно постичь или охарактеризовать, но все сущее происходит от него через процесс, похожий на излучение. Представь, что Единое — это источник света, а все вокруг — это свет, который от него исходит. При этом сам источник увидеть и осознать мы не можем. Сначала из Единого появляются простые формы реальности, а потом из них возникают более сложные — как материальный мир, так и духовный.
Неоплатонизм говорит, что человек должен вернуться к Единому, чтобы достичь истины и счастья. Это возможно через глубокое самопознание и очищение души. Поэтому так важно внутреннее созерцание и философское размышление. Нужно осознать свою духовную природу и очиститься от привязанностей к материальному миру. В этом помогают медитации и размышления о великом. Благодаря им человек может вернуться к первоисточнику — Единому. Он как бы отбрасывает все напускное и оставляет только духовное.
Плотин считал, что мир — это не хаос и не случайность. Он отражает высшие, идеальные законы, которые существуют в Едином — высшем источнике всего. И хоть материальный мир не столь совершенен, как платоновский мир идей, он все еще часть божественного порядка. И неотъемлемая часть космического единства.
Плотин, философ III века, создал учение, которое в будущем заимствовали христианство и ислам. Его идеи вдохновили Августина, христианских мистиков и даже исламских философов вроде Авиценны. Плотин показал, как через самопознание и духовный рост можно достичь единения с высшей реальностью. И эти мысли до сих пор вдохновляют тех, кто стремится к глубокой и осмысленной жизни.
Каждая из перечисленных школ акцентировала внимание на внутреннем состоянии человека, его отношениях с окружающим миром и поиске гармонии. Несмотря на различия в подходах, все они стремились помочь человеку преодолеть страдания и достичь спокойствия. И каждое направление оставило в мировой философии свой след:
Неоплатонизм учил, что все исходит от Единого — высшего источника, и чтобы приблизиться к нему, нужно очистить душу от мирских привязанностей через размышления и внутреннюю работу. Эти идеи повлияли на христианскую мистику, а также на гностицизм и психологию в контексте восприятия внутренней трансформации и духовного роста.
Киники были уверены, что счастье не зависит от материальных благ. Тех же мыслей придерживаются антиконформистские течения в философии и политике. А еще влияние кинизма можно увидеть в романтической философии и анархизме.
Скептицизм предложил людям отказ от категоричных суждений. Это легло в основу критического мышления и научных методов.
Стоики видели добродетель в мудрости, мужестве, справедливости и умеренности. Они призывали людей отслеживать иррациональные эмоции и суждения, и этим заложили основы для таких методов, как когнитивно-поведенческая терапия.
Эпикур учил, что мы должны избавиться от страха перед смертью и получать удовольствие от простых вещей. Позитивная психология подхватила эти мысли, и на их же основе стали развиваться теории о счастье.
Литература:
Диоген Лаэртский, «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», АСТ, 2020
Тит Лукреций Кар, «О природе вещей», АСТ, 2022
Лосев А. Ф. «История античной философии в конспективном изложении», Мысль, 1989
Автор: Алена Сухинина, философ (ПГНИУ), популяризатор науки