Автор: Дарья Шеховцова, искусствовед (Санкт-Петербургская Академия художеств им. И. Репина, МГУ)
«Черный квадрат». Наверное, только ленивый не сказал о нем: «Я тоже такое нарисовать могу…» И все же эта картина висит в одном из главных музеев России, собирает толпы зрителей и продолжает вызывать дискуссии. Давай разбираться, почему «Черный квадрат» Малевича — настоящий шедевр.
Противники Малевича любят заявлять, что «Черный квадрат» — это не революция, как многие утверждают. Ведь ничего нового Малевич не придумал. И вообще, до него искусство знало немало таких же черных квадратов. Чаще всего вспоминают работу Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью». Кстати, у него была целая серия таких однотонных полотен с разными сюжетами. Также припоминают иллюстрацию из трактата Роберта Фладда об устройстве Вселенной. А это, между прочим, аж XVII век. И чем не Малевич? Не будем слишком язвительными, но если коротко: всем.
Главное отличие этих работ от картины Малевича в том, что это фигуративные и сюжетные произведения. То есть в них есть сюжет и определенные фигуры: люди или некое эфемерное космическое пространство. Да, мы их не видим. Но это как с сусликом из фильма «Особенности национальной охоты»: ты его не видишь, а он есть. Художник закладывает сюжет и обозначает его в самом названии работы. Именно поэтому мы о нем даже не догадываемся, а вполне точно знаем. А в «Черном квадрате» Малевича нет сюжета и фигур. Это чистая живопись ради самой живописи.
До искусства авангарда было почти невозможно представить, что художник может изображать что-то полностью оторванное от реальности. Поэтому даже для, казалось бы, абстрактных работ нужно было найти «оправдание» из предметного мира. Именно поэтому заявлять, что Малевич был не первым — лукавство, как минимум.
Если анализировать «Черный квадрат» только визуально, конечно, ничего гениального мы в нем не увидим. Ну квадрат на белом фоне. И?.. Но даже сама форма может подтолкнуть к разгадке картины.
Вот представь: тебе нужно создать такой живописный квадрат. Какие инструменты для этого выберешь? Наверняка линейку, ведь квадрат должен быть ровным. И, вероятно, валик или большую малярную кисть, чтобы однотонно прокрасить все пространство. Конечно, нужна черная краска. Квадрат же черный, какие вопросы…
Но дело в том, что все это как раз не соответствует картине Малевича. Края и форма его квадрата неровные, ведь он чертил от руки. А черной краски здесь вообще нет, хоть так и кажется на первый взгляд. Все пространство холста заполняют очень темные, но разные по составу пигментов краски. Где-то ближе к красному, где-то ближе к зеленому.
Выходит, квадрат — это не механистическое произведение. Не просто отпечаток, а настоящая картина. Малевич вложил в нее время, силы и замысел. Осталось только его разгадать.
Философия квадрата
Пожалуй, у «Черного квадрата» интерпретаций больше, чем у любого другого авангардного произведения. Даже сам Малевич предложил несколько.
В первые дни после выставки он связал замысел картины со спектаклем «Победа над Солнцем». Так называлась футуристическая постановка, для которой Малевич создавал костюмы и декорации. Там действительно появлялся образ квадрата. Только еще не полностью черного, а лишь наполовину.
Отсюда можно сделать вывод, что квадрат — некоторая антитеза Солнцу. Он поглощает свет, но становится источником другой, ранее не опознанной энергии. А еще квадрат — это противоположность всем природным формам. Он состоит из 4 прямых углов, которые в природе встречаются редко. При этом «Черный квадрат» не идеален. Только вспомни, насколько кривые у него стороны.
Что же тогда изображает «Черный квадрат»? Саму живопись. То самое «искусство для искусства», которое искали мастера авангарда. Только здесь оно прошло обработку человеческой мыслью, философией. Отсюда и геометрическая форма. Здесь нет экспрессии, которая была у примитивистов, лучистов и даже кубистов. Но есть «новый живописный реализм».
А второй вариант трактовки от Малевича — воспринимать квадрат как первоформу. То, из чего потом появятся другие элементы: крест, круг. Квадрат стал точкой отсчета новой системы, стиля и целой философии в живописи — супрематизма.
Впервые «Черный квадрат» показали на выставке «0,10». Там картину разместили в красном углу, где традиционно в русских домах ставили иконы. Как святые на иконах, квадрат торжественно «наблюдал» за происходящим с очень высокой точки. Так посетителям выставки показали, насколько «Черный квадрат» ценен для авангарда. Картина действительно стала важнейшим трудом как для Малевича, так и для всего русского искусства начала ХХ века. Поэтому запоминай 3 основные причины, почему «Черный квадрат» называют шедевром:
«Черный квадрат» Малевича отличается от более ранних похожих работ тем, что это нефигуративное изображение.
«Черный квадрат» — это не просто фигура, а полноценное живописное произведение. С точки зрения техники выполнения картина не так проста, как кажется.
«Черный квадрат» стал символом авангарда и первоформой, из которой вышло целое направление — супрематизм.