Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Рецензия на выставку «Кукрыниксы»: новое, неожиданное, личное

Кукрыниксы
Автор: Дарья Шеховцова, искусствовед (Санкт-Петербургская Академия художеств им. И. Репина, МГУ)
В выставочном центре «Манеж» в Москве до 15 декабря проходит выставка главных советских карикатуристов — творческого объединения Кукрыниксы. И Дарья Шеховцова — наш эксперт-искусствовед — посетила выставку и выяснила, что нового можно узнать на ней о Кукрыниксах и стоит ли туда идти.
Время чтения: 9 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Встреча с художниками

Выставка приурочена к 100-летию творческого объединения и полностью посвящена именно Кукрыниксам. Логика экспозиции сочетает два принципа: хронологический и тематический. Благодаря такому решению зритель может отследить творческое развитие художников и не потеряться в многообразии их работ. А это было бы очень легко сделать.
Кукрыниксы плакат живопись книжная иллюстрация карикатуры
Кураторы напоминают нам, что кроме плаката Кукрыниксы занимались и книжной иллюстрацией, и живописью и даже сценографией, а еще работали с журналами. И построили выставку так, чтобы раскрыть художников с неожиданных сторон. Выставка начинается с небольшого коридора с биографической информацией. Он ведет в большой зал, который открывается отдельными стендами с ранними работами Куприянова, Крылова и Соколова. Причем не в привычной для них графике, а в живописи. Интереснее всего выглядят работы Куприянова. Небольшие, часто дождливые этюды, выполненные в около-импрессионистической манере, выглядят очень трепетными, искренними, и даже немного задумчивыми. Кроме того, Куприянов очень тонко чувствует цвет. Даже сложно связать это в голове с образом мастера графики.
Михаил Куприянов и его ключевые работы
После личного знакомства с художниками мы переходим к разделу ранних работ их творческого союза. Довоенному сатирическому творчеству Кукрыниксов отдан достаточно большой зал, и не зря: эта часть выставки позволяет понять, как складывался стиль мастеров. Так, еще по ранним шаржам заметна тенденция к искажению формы и немного злобной усмешке.
Но вот что отличает ранних Кукрыниксов от более поздних — обилие деталей. В дальнейшем мастера будут называть лишние детали главным врагом карикатуриста и избавляться от них. В ранних работах этого еще нет. Вероятно, некий юношеский задор еще перевешивает здравый расчет. Позже Кукрыниксы уже будут значительно более деликатно работать с деталями.
Кукрыниксы шаржи
Еще одно важное отличие молодых мастеров от зрелых — работа с цветом и линией. Некоторые довоенные карикатуры выглядят чрезмерно пестро. Да и вместо четкой и резкой линии еще можно увидеть обилие маленьких штрихов. Но тем интереснее смотреть на работы еще молодых мастеров: можно проследить, как эволюционировал их метод.
А помогают в этом кураторские тексты. Они сопровождают каждый раздел и подсвечивают главные особенности каждого из периодов. Зрителю предлагают не просто посмотреть на творчество Кукрыниксов, а проанализировать их путь. Так что с выставки выходишь с приятным осознанием, что узнал что-то новое, а не с ощущением, что как всегда ничего не понял, но посмотрел на красивое.

Театральные работы Кукрыниксов

Совсем небольшой, но очень важный раздел выставки посвящен деятельности Кукрыниксов как театральных мастеров. И это огромная заслуга кураторов, ведь об этой стороне творчества Кукрыниксов не так много информации, но знакомство с ней раскрывает мастеров по-новому.
Кукрыниксы работа над постановкой пьесы Клоп
Кукрыниксы работали с Всеволодом Мейерхольдом над постановкой пьесы Владимира Маяковского «Клоп». Такой союз сначала кажется неочевидным, но со временем понимаешь, что творческий метод коллектива идеально подходил театру Мейерхольда. Этот режиссер не стремился создать на сцене «пространство жизни», как делал, например, Станиславский. Он создавал «пространство игры». То есть территорию, в которой все от персонажей до декораций немного утрируется и обобщается. Еще чуть-чуть — и будет гротеск. Так что с Кукрыниксами у него случился мэтч.
Карикатуристы лучше всех видят, как воплотить в реальность определенный сценический тип: что утрировать, как это подчеркнуть на уровне костюма. Именно их они и разрабатывали для спектакля «Клоп». Впоследствии они работали и с другими режиссерами театра. Но, как кажется, именно сотворчество с Мейерхольдом позволило Кукрыниксам создать репутацию «театральных сатириков» и дало воплотиться их методу особенно органично. И то, что кураторы демонстрируют это на выставке — большая удача.

Военные плакаты Кукрыниксов

Кукрыниксы военные плакаты
Период творческого подъема Кукрыниксов пришелся на военное время. И главный, акцентный зал с самой выразительной выставочной архитектурой посвящен именно этому времени. Здесь выставлены те самые «Окна ТАСС» — плакаты размером в человеческий рост, которые должны были подбадривать «своих» и деморализовать «чужих».
И здесь проходящее через всю выставку сравнение с прошлыми периодами помогает понять, почему именно в войну Кукрыниксы обрели такую славу. В эти времена их метод кристаллизовался и дошел до пика развития. Военные плакаты создавались в очень сжатые сроки и с максимально ограниченными ресурсами. Именно поэтому из них уходят все лишние, незначительные детали, а остаются максимально цельный образ и минимум абсолютно необходимых цветов. А баланс между обобщением и портретностью доводится до идеала.
В ранних шаржах Кукрыниксы нередко искажали образ настолько, что прототип переставал считываться. Но в военное время они находят точное соотношение между высмеиванием и конкретикой.
Реклама Приложение Правое полушарие интроверта
Враги на плакатах максимально искажены, но абсолютно узнаваемы. Эта особенность стала одной из самых важных в творчестве Кукрыниксов. И выставочное повествование позволяет нам остро это прочувствовать.
Чуть особняком стоит пространство, где представлены работы, сделанные в ходе Нюрнбергского процесса. Даже сам стенд, где выставлены карикатуры на военных преступников, выполнен в форме скамьи для подсудимых. Такие мелочи показывают отношение к проектированию пространства: каждая деталь на выставке имеет смысл, а может и не один. Как и в карикатурах Кукрыниксов.
Кукрыниксы Нюрнбергский процесс

Работа в журнале «Крокодил» и книжная иллюстрация

В отдельные залы выделены два важных аспекта деятельности Кукрыниксов – работа для журнала «Крокодил» и книжная иллюстрация. В журнале мастера трудились еще с 30-х годов, и там их воспринимали как одного человека: даже на больничный отправляли всех троих. Такие детали можно узнать из экспозиционных текстов. А заодно исследовать обложки «Крокодила» на стендах и на стенах: их украсили принтом из фрагментов обложек.
Кукрыниксы работы для журнала Крокодил
На контрасте серые стены зала книжной иллюстрации смотрятся аскетично. Иллюстрации же выставлены в двух стендах. Первый показывает лиричную сторону Кукрыниксов. Особенно трогательно и даже философски смотрится серия к «Судьбе человека» Шолохова. А на втором стенде мы видим привычные сатирические работы. Здесь главный экспонат — знаменитые иллюстрации к «Мертвым душам». И такой контраст дополнительно подсвечивает многогранность творчества Кукрыниксов.
Кукрыниксы книжная иллюстрация

Послевоенная деятельность мастеров

Следующий большой зал посвящен послевоенному творчеству Кукрыниксов. После Второй Мировой они посвятили себя внешнеполитической сатире. Экспонаты здесь сгруппированы по конкретным проблемам и конфликтам, которые освещали мастера. Это и Суэцкий кризис, и Холодная война, и крах колониальной системы, и многое другое.
Кукрыниксы послевоенное творчество
И здесь становится очевидно, что после войны Кукрыниксы не потеряли своей ядовитой, хлесткой и даже немного злой иронии. Каламбуров — и визуальных, и словесных, становится только больше, а найденная в военное время мощная динамика поз и композиции продолжает развиваться.
В этом же зале представлена серия карикатур на советских граждан. Знаменитая «звучность» Кукрыниксов здесь слышна даже в названиях. Чего стоят «Спекулешников переулок», «Стервиз», «Штухалтурщик» и «Парковый вредятел». Как видно, на внутренних врагов художники смотрят с такой же злой ухмылкой, как и на внешних.
Кстати, в этом же зале показывают небольшой отрывок из интервью с самими Кукрыниксами, которые отвечают на главный вопрос, который им задавали: как они работают? Мастера объясняют, что они не делят обязанности, а все делают вместе, как единый организм. И в этом главная их особенность.

Живописные работы Кукрыниксов

Кукрыниксы живопись
Замыкает экспозицию зал, посвященный исторической живописи Кукрыниксов, о которой вспоминают незаслуженно редко. Среди экспонатов выставлены работы цикла «Гражданская война», картины на революционную тему и полотна о Второй Мировой войне. Кураторы замечают, что живописный стиль Кукрыниксов вырабатывался под влиянием Оноре Домье — французского карикатуриста и, как считают некоторые, первого импрессиониста. И это, особенно в ранних работах, например, «Смерти товарища» или «Господах интервентах». Со временем же полотна становятся более соцреалистическими.
На этом экспозиция заканчивается. И ее кураторов хочется от души поблагодарить. Благодаря их труду мы можем не просто посмотреть на работы художников, а осмыслить их и проследить особенности и линии развития. Поэтому мы рекомендуем обязательно посетить выставку, пока она не закрылась.
Реклама приложения Правое полушарие интроверта
ИСКУССТВО ЖИВОПИСЬ Избранные статьи