До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как фильм «1+1» учит принимать других

Успех французской комедийной драмы «1+1», кажется, не мог предсказать никто: даже режиссеры фильма Оливье Накаш и Эрик Толедано в интервью признавались, что особенных ставок на картину не делали. Это история о дружбе Филиппа, богатого аристократа, который по воле случая оказывается парализованным ниже шеи, и Дрисса — бывшего преступника африканского происхождения. Дрисс устраивается к Филиппу на работу помощником, и это знакомство полностью меняет жизнь каждого из них.

Сюжет кажется достаточно банальным, но «1+1» помогает посмотреть на жизнь людей с инвалидностью с совершенно иного ракурса и подсвечивает проблемы, о которых многие даже не задумывались. Чему же нас учит этот фильм?

Время чтения: 3 минуты

Приложение для саморазвития. Скачать

Такие разные герои


Прототипом одного из главных героев фильма «1+1» стал Филипп Поццо ди Борго — французский бизнесмен, парализованный после неудачного полёта на параплане. На его книге «Второе дыхание» и основан сценарий. В реальной жизни помощником Филиппа был Абдель Селлу — неоднократно судимый выходец из Алжира.

В фильме Филипп — состоятельный аристократ и настоящий эстет. Его новая «сиделка» Дрисс — полная противоположность Филиппа: молодой импульсивный парень, который недавно вышел из тюрьмы. Он ожидал, что ему, как обычно, откажут в работе и он продолжит получать пособие. Но из множества кандидатов Филипп выбирает именно Дрисса, хотя он никогда не работал помощником и с откровенной брезгливостью относится к своим новым обязанностям.

Дрисс не пропускает ни одной юбки и балуется травкой, но в то же время ему приходится отвечать за свою семью и решать проблемы младшего брата, чтобы тот не пошел по его стопам. Дрисс и Филипп будто бы из разных миров, но кое-что их объединяет.


Неприкасаемые


Оригинальное название фильма Intouchables переводится как «Неприкасаемые», что гораздо точнее отражает его суть. Филиппа и Дрисса действительно в некотором смысле можно назвать неприкасаемыми. Они оба исключены из социальной жизни: Филипп из-за инвалидности, а Дрисс — из-за происхождения и прошлого. Они оказываются за границей нормы, что делает их одинокими.

Из-за предубеждений, связанных с цветом кожи, и криминального прошлого Дрисса люди чаще относятся к нему враждебно. Филипп же оказывается просто невидимым.

Людей с инвалидностью стараются не замечать: будто бы если не обращать внимание на их проблемы, то они исчезнут. Это мы наблюдаем и в повседневной жизни: в городской среде их потребности почти не учитываются, а занимать места на парковке для инвалидов — обычная практика для многих людей без ограничений по здоровью.
Также можно заметить, что чаще всего люди обращаются к сопровождающему, — например, предлагая помочь с коляской, — а человека с инвалидностью из коммуникации исключают.

Если мы встречаем людей с инвалидностью, то чаще всего относимся к ним с жалостью. Дрисс же словно не замечает инвалидного кресла Филиппа и общается с ним точно так же, как с другими. Это отношения на равных, без снисхождения и заискивания. Он не боится прямо задавать вопросы о состоянии Филиппа, чтобы лучше понять потребности своего подопечного. Дрисс не делает из Филиппа «хрустальную вазу», а, наоборот, помогает ему активно участвовать во всех сферах жизни, будь то отношения, развлечения или даже секс.


Что такое инклюзия


Инклюзия — это процесс реального включения в жизнь общества тех людей, которые раньше были из неё исключены. Это люди с инвалидностью и нейронетипичные, то есть люди с особенностями нервной системы.

Фильм «1+1» показывает, какой должна быть инклюзия: без нравоучений о толерантности и упора на «особенные потребности».

Конечно, инклюзия требует особого устройства городской среды. Небольшая ступенька может стать непреодолимым препятствием для человека на коляске, а отсутствие звукового сопровождения на светофорах не даёт незрячим людям свободно перемещаться. Но сегодня для настоящей инклюзии недостаточно пандусов, кнопок вызова помощи и табличек со шрифтом Брайля. Инклюзия — это также признание человека равным.

Будем честны: мы часто не знаем, как общаться с людьми с инвалидностью, и боимся сказать что-то не то. Кроме того, в культуре существует огромное количество стереотипов вокруг инвалидности: кто-то думает, что человек с инвалидностью ничего не может делать сам, а людей с ментальными расстройствами некоторые и вовсе считают опасными и неадекватными. С этими стереотипами и нужно бороться в первую очередь.


Как победить эйблизм


Эйблизм — это дискриминация людей с особенностями здоровья и развития. Как и любой вид дискриминации, его невозможно победить раз и навсегда, но есть несколько правил, которые помогают бороться с существующими стереотипами.

  • Постарайтесь в первую очередь видеть в другом человека, а не его особенности. Узнайте о его интересах, вкусах, увлечениях. Именно такой подход помогает Дриссу стать настоящим другом для Филиппа.

  • Следуйте правилу «не знаешь — спроси». Лучше узнать, нужна ли человеку помощь, чем «причинять добро» насильно. У людей с тяжёлой инвалидностью часто с собой есть коммуникативная карта, в которой указано, как лучше обращаться, слышит ли и видит ли человек, можно ли к нему прикоснуться и так далее.

  • Используйте корректную лексику. Исключите слова, которые описывают человека через его диагноз: «колясочник», «даун», «аутист». Также не используйте в адрес здоровых людей оскорбления, образованные от названий диагнозов. Если человек не справился с поставленной задачей, не нужно говорить ему: «Ты что, даун?» Это создаёт и поддерживает опасные стереотипы: например, будто все люди с синдромом Дауна глупые.

  • Не относитесь к людям с инвалидностью как к больным. Не нужно говорить, что они «страдают нарушениями развития»: человек с особенностями не «страдает», а живёт.

  • Не бойтесь шутить. Юмор — важная часть человеческих отношений, не стоит её исключать. Например, в фильме «1+1» много острых шуток по поводу инвалидности. Главное, чтобы они были уместными и не злыми.

Когда мы начинаем менять отношение к людям с инвалидностью, признаём их опыт, меняется весь мир вокруг нас. И для Дрисса знакомство с Филиппом изменило многое: он научился проявлять заботу и жить в новом для себя обществе, смог пересмотреть прежние принципы и преодолеть собственные страхи.

Если сделать города удобными для людей с инвалидностью, то и всем остальным жить в них станет комфортнее. А навык относиться к другому как к равному точно не будет лишним.



КУЛЬТУРОЛОГИЯ КИНЕМАТОГРАФ