«Ужин» — одна из самых известных картин Льва Бакста. Ее еще называют «Дамой с апельсинами», это отсылка к «Девочке с персиками» Валентина Серова. Рассказываем, кто же изображен на полотне, и в чем его особенность.
Есть интересная история, как появилась идея картины «Ужин». Лев Бакст и Валентин Серов гуляли по Парижу и решили посетить кафе. Лев Бакст увидел за столиком женщину, которая покорила его красотой. Художник нарисовал незнакомку на салфетке. Позже выяснилось, что женщиной была Анна Кинд — жена Александра Бенуа, основателя объединения «Мира искусства». Когда живописец написал картину с Анной Кинд, работа сразу стала популярной. Однако у нее были не только положительные, но и отрицательные отзывы. «Ужин» был представлен на пятой выставке мирискусников. Князь Владимир Александрович и его жена посчитали полотно излишне игривым и неприличным. А передвижник Владимир Стасов назвал модель «кошкой в дамском платье». Картина получила негативные отзывы, поскольку художник написал ее в стиле модерн. Женщина на ней чувственная и привлекательная. При этом она ужинает в одиночестве, что было неприлично для дам того времени.
Скандал вокруг картины
Также стоит отметить, что у героини «Ужина» богатый наряд, о чем говорит нам меховая горжетка на спинке стула. У зрителя сразу возникает вопрос, откуда обеспеченность женщины. Критикам не понравился и ее дерзкий взгляд подобно «Олимпии» Эдуарда Мане или «Неизвестной» Ивана Крамского. Интересно, что скандал помогли вызвать устроители выставки. Они поместили рядом с «Ужином» «Трех баб» Филиппа Малявина. Зрители невольно начали сопоставлять крестьянских женщин и изящную декадентку.
У полотна были и положительные отзывы. Так, критик и философ Василий Розанов отметил стиль героини «с улыбкой аля-Джоконда».
Лев Бакст преображает реальность на картине. Он подчиняет фигуру женщины и предметов одному ритму. Полотно выглядит динамичным и строится на игре пространства и линий. Края скатерти пересекаются со шлейфом платья и изгибами фигуры героини.
Лаконичность и графичность незнакомки
Художник превращает живописность в графичность. Мы видим текучесть мазков, которые обобщают форму до пятна. Перед Бакстом не стояла задача изобразить портрет Анны Кинд. Он вдохновлялся ею, но на картине показал собирательный образ незнакомки, который был характерным для того времени.
Лицо героини как будто осталось недописанным. На самом деле живописец сделал это намеренно, чтобы подчеркнуть реальность и условность. Мы видим лишь небрежные черты лица, которые написаны в легкой манере: миндалевидные глаза, тонкий нос, алые губы.
Художник использовал минимальное количество цветов. При этом он продемонстрировал отличное владение колоритом с помощью переходов, контрастов, переливов. Особое внимание заслуживают складки на скатерти. Соответственно, полотно достаточно лаконичное — на нем мало цветов и деталей, что характерно для тенденций в искусстве начала XX века.