Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чем смысл картины «Иван царевич на сером волке» Виктора Васнецова

Иван-царевич на Сером Волке Виктор Васнецов
Автор: Дарья Шеховцова, искусствовед (Санкт-Петербургская Академия художеств им. И. Репина, МГУ)
Ты всегда думал, что картина «Иван-царевич на Сером Волке» — просто иллюстрация к известному сказочному сюжету? На самом деле все намного сложнее. Давай посмотрим на этот образец классики под другим углом.
Время чтения: 8 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Сюжет картины

Действительно, в основе картины лежит сюжет известной народной сказки. Что мы видим? В центре полотна изображен мужчина, который скачет на волке с девушкой на коленях. Это Иван-царевич, а его спутница — королевна Елена Прекрасная. Сюжет картины восходит к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», по тексту которой в этот момент герои мчатся через темный лес, спасаясь от погони. Почему же они скачут именно на волке?
Иван Царевич и Елена Прекрасная
Дело в том, что тот разорвал надвое коня Ивана-царевича, но довольно скоро сжалился и решил сам помочь героям. А Елену Прекрасную Иван похитил, дабы услужить царю Афрону. Но как только герои вместе сели на волка, они тут же полюбили друг друга. Тогда Иван понял, что не хочет никому отдавать Елену.
Художник изображает этот момент. Герои на волке скачут от погони и кручинятся от, кажется, неминуемой разлуки. Они еще не знают, что волк найдет решение проблемы: сам превратится в Елену Прекрасную и поможет влюбленным обмануть царя Афрона. Но пока их судьба неясна и запутана.
Обрати внимание на сумеречный свет на полотне. Он подчеркивает пограничное положение героев. Спасение уже близко, но оно еще не наступило. И предрассветное состояние природы становится метафорой. Колорит картины практически монохромный и состоит из темных переливов холодных коричневых, зеленоватых и сиреневых оттенков. Выделяется лишь платье Елены — оно будто сияет голубым цветом. Так художник фокусирует наше внимание на влюбленных и их переживаниях. И именно это становится в картине главным.

Сказочник с красками

Васнецова не зря считают главным художником-сказочником. Этот мастер большую часть карьеры посвятил написанию полотен на «русскую» тему, а именно, сюжеты из народных преданий, сказок и легенд.
Даже картины с историческими сюжетами, как, например, «После побоища Игоря Святославича с половцами», выглядят несколько оторванными от реальности. Павшие воины на этом полотне выглядят не убитыми, а скорее уснувшими. И это не ошибка художника. Так он несколько абстрагируется от реальности и превращает изображение реального сражения в полотно о русском духе.
После побоища Игоря Святославича с половцами
Именно из-за желания изобразить не реальный мир, а легендарный, Васнецов допускает большую долю нереалистичности. Посмотри, например, на волка. Он выглядит далеко не как живой зверь, а скорее как чучело из музея. Вроде бы художник изображает его движение, мощный прыжок, который позволяет ему преодолеть огромное расстояние и спасти наших героев. Вот только выглядит все абсолютно статично. Волк как будто замер.
Кстати, волк, согласно тексту сказки, практически главный персонаж. Именно он, по сути, решает все проблемы Ивана-царевича. Именно он — самый мудрый и глубокий участник этой истории. Вот только художник упрощает его облик практически до символа. Никакой глубины — только функция сказочной замены коня.
Давай посмотрим на других героев. Они тоже не выглядят живыми. Они будто абсолютно лишены энергии. Лицо Ивана — единственное, что хоть как-то в этой картине приближено к реальности. Он выглядит взволнованным и с опаской озирается по сторонам, будто не доверяет самой возможности чудесного спасения. А вот его поза уже более условна. По идее, он должен максимально крепко держать Елену Прекрасную, чтобы та не упала, ведь волк скачет с огромной скоростью. Вот только его рука выглядит расслабленной. Так, наверное, мог бы на карусели придерживать ребенка заботливый отец, если бы знал, что малыша и так надежно фиксирует в кресле ремень безопасности. Но никак не участник невероятно быстрых скачек.
Реклама приложения Правое полушарие интроверта
Сама Елена тоже кажется абсолютно выключенной из сюжета. Еще раз зафиксируй: в этот самый момент герои на волке с огромной скоростью перепрыгивают через болото. А ее фигура при этом изображена так, будто она после тяжелого рабочего дня лежит на диване. И постепенно с него скатывается от бессилия. Волосы Елены чуть-чуть развиваются, но тоже совсем не так, как при скачке. Разве это выглядит реалистично? Нет. Но есть ли в этом ошибка художника?
Тоже нет. Все это его осознанный прием, который помогает подчеркнуть, что действие происходит не в реальном мире, а в сказочном. Мир сказки условен, а значит, он живет совсем не по тем законам, что мир людей. И такая застылость фигур, превращение их из живых персонажей в знаки и символы, только усиливает это ощущение. Ему же помогает и легкое «уплощение» живописного пространства. Заметил, что в картине нет особенной глубины и разделения на передний, средний и дальний планы? Все это — часть условно-сказочного языка Виктора Васнецова.

Что скрывает картина?

На первый взгляд может показаться, что это полотно — достаточно простая иллюстрация к тексту. Но на самом деле это его поэтическое переосмысление, наполненное символами и образами. Давай найдем их.
Символы на картине
Первая неочевидная деталь — это мощные стволы деревьев. Они нависают над героями, точно огромные чудовища. В этом образе можно увидеть не простое реалистичное изображение деревьев, а визуализацию языческих представлений славян о сущности леса. Да, здесь нет лешего, но зато сами деревья образуют единый и совсем недружелюбный организм.
Утренняя заря, которая еле-еле просвечивает сквозь кроны деревьев, — знак хорошего исхода всей истории. Лучи света здесь становятся лучиками надежды, которую художник дарит не только своим героям, но и зрителям. Но вместе с тем сероватый цвет, который сочетается с другими природными опасностями, создает тревожную атмосферу.
Болото, через которое одним махом перескакивают герои, придает ощущение некоторой вязкости момента и шаткости положения влюбленных. Погоня продолжается, а значит, еще ничего в их судьбе не решено. И только расцветшее дерево яблони на переднем плане в левой части картины — однозначно положительный символ. Это знак всепобеждающей любви.
Как видишь, картина при помощи иносказательных элементов сообщает нам дополнительные сведения о сюжете. Рассказывает, чем обернется вся эта история. Такое обилие метафорических деталей — тоже особенность сказочного повествования. А тема сказки и мифа — главная в творчестве Виктора Васнецова.
Так что запоминай три главные особенности картины:
  1. В основе сюжета лежит фрагмент из «Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке». В ней Иван-царевич крадет Елену Прекрасную для царя Афрона, уходит с ней от погони на Сером Волке. Но вскоре герои понимают, что влюблены друг в друга и не хотят расставаться, — отсюда и грусть на их лицах
  2. Художник пишет не реальный мир, а сказочный. Он подчеркивает это через условность поз и лиц персонажей, а также через уплощенное пространство
  3. Картина наполнена небольшими символами, которые дополняют историю о влюбленных. Это по-особенному толстые и мрачные деревья, заря, болото и веточка яблони. Они делают пространство еще более условным и сказочным, а также позволяют художнику передать свое представление о славянском мифическом мире
Реклама приложения Правое полушарие интроверта
ИСКУССТВО ЖИВОПИСЬ