Очередная пьеса про обнищавшее дворянство или шедевр? Зачем Чехову было писать про несбывшиеся мечты? Отвечаем на эти и другие вопросы в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Приложение для саморазвития. Скачать
Фрагменты из жизни
Чехов разрушал представления о классическом драматическом действии — единстве времени, места и события. События он выносит за скобки пьесы, они происходят где-то далеко и практически не появляются перед самими зрителями. На суд публике отдаётся быт, повторяющийся изо дня в день, и внутренние переживания персонажей, которые воплощают актеры на сцене.
Пьеса «Три сестры» строится вокруг семьи Прозоровых: Андрея и его сестёр — Ирины, Маши и Ольги. У всех героев есть мечты и желания, но, как и в любой пьесе Чехова, им не суждено сбыться. Романтизму нет места в суровой реальности, поэтому Ольга продолжает работать в нелюбимой гимназии, несмотря на мечту о Москве. Маша даже не мечтает вырваться из деревни — её выдали замуж в 18, и тогда муж казался ей «казался ей самым умным человеком». Но со временем любовь ушла, пришло осознание, что он «самый добрый, но не самый умный». Ирина, младшая, тоже мечтает о Москве, о мире вне дома, о большой и счастливой любви. Эти мечты тоже рассыпаются в прах.
Писатель показывает общество и царящие в нём проблемы. Люди не слышат друг друга, что прекрасно видно благодаря любимому приёму автора — монологичности повествования каждого отдельно взятого персонажа.
Отсутствие движения
В пьесе четыре действия, однако ни в одном из них не происходит сдвига фабулы, Москва продолжает маячить где-то на горизонте, а девушки и Андрей с его любимой Натальей (которая становится потом женой Прозорова) всё остаются на месте.
Наталья — единственная, кому удаётся разорвать круг бездействия. Постепенно она становится хозяйкой поместья, начинает менять внутреннее устройство дома. В диалоге с пытающейся возразить ей старшей Прозоровой она заявляет: «Нам нужно уговориться, Оля. Раз навсегда... Ты в гимназии, я — дома, у тебя ученье, у меня — хозяйство. И если я говорю что насчет прислуги, то знаю, что говорю; я знаю, что го-во-рю...»
Позже девушка просит Ольгу переехать в комнату Ирины, обустраивает освободившееся помещение под будущую детскую. Она выгоняет живущую в доме старую няню Анфису, которая из-за преклонного возраста уже не может работать, присваивает деньги Андрея. Все её действия окрашены негативным светом, однако ничего ей противопоставить никто не может (и не желает), открывающиеся возможности что-то сделать остаются проигнорированы в угоду пустословию и рассуждениям.
Вечные вопросы
Несмотря на то, что изначально литераторы приняли пьесу холодно и посчитали, что Чехов повторяется («Три сестры» опубликовали в 1901 году, к тому моменту «Чайка» уже шла в нескольких театрах), актуальности она не теряет и по сей день. Это доказывают разнообразнейшие режиссёрские прочтения — от классической постановки Немировича-Данченко до современной интерпретации Константина Богомолова.
Критик Полянский писал: «Жизнь однообразна и с виду ровна и спокойна; заглядывать в её глубину, в те сложные внутренние пружины, которыми она движется, временами выкидывая на свою спокойную поверхность разбитые внутренней драмой жизни, мы не привыкли». Чехов раз за разом разрушает ожидания публики и отказывается от множественности действий, выносит на суд зрителей беспомощность одних персонажей и действия других. Под натиском времен все должны меняться — но могут ли?