До конца акции осталось:
Предновогодняя флеш-сейл со скидкой 50% на самые популярные курсы
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Чем прославился художник Боровиковский?

Владимир Боровиковский, слава которого была короткой, но яркой, оставил после себя неповторимое наследие в искусстве. В чем уникальность «Портрета М. И. Лопухиной», расскажем в статье.

Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать

Сентиментализм

Владимир Боровиковский, один из выдающихся представителей русского искусства, занимает особое место в истории живописи благодаря своему уникальному стилю и подходу к созданию портретов. Его творчество тесно связано с сентиментализмом, стилем, в котором выражается интерес к внутреннему миру человека и его душевным переживаниям.
В. Л. Боровиковский
Сентиментализм в России развивался на фоне предшествующего рококо и в тесной связи с классицизмом. Боровиковский в своих портретах стремился отразить идею «естественности» и «естественного человека», что было характерно для классицизма.
Однако в его работах чувствуется и глубокий интерес к изображению внутреннего мира человека, его душевного состояния и переживаний.
В. Л. Боровиковский. «Портрет О.К. Филипповой», 1790 год
Одним из ярких примеров сентиментализма в творчестве Боровиковского является портрет О. К. Филипповой. Художник изображает ее в утреннем платье с небрежно распущенными волосами, с розой в руке на фоне паркового пейзажа. В этой работе Боровиковский стремится к «безыскусственности».

Камерный портрет

В конце 1790-х годов Владимир Боровиковский приобрел славу известного портретиста, а его творчество начало преимущественно ориентироваться на камерный портрет. В своих женских образах художник воплощал идеал красоты своей эпохи, что видно на примере портрета горничных семьи Львовых «Лизонька и Дашенька» (1794). Боровиковский с любовью и вниманием отразил мягкость волос, белизну лиц, легкий румянец и создал образы, полные нежности и женственности.
В. Л. Боровиковский. «Лизонька и Дашенька», 1794 год
Художник умело передавал внутренний мир своих моделей, даже в рамках камерного и сентиментального портрета, который традиционно имеет ограниченность в эмоциональном выражении. Он мог выразить многообразие чувств и переживаний, что видно на примере «Портрета Е. А. Нарышкиной», выполненного в 1799 году.

Портрет М.И. Лопухиной

«Портрет М.И. Лопухиной», созданный Владимиром Боровиковским в 1797 году, является одним из самых выдающихся и запоминающихся произведений в русской живописи того времени. Боровиковский сумел выразить через свою работу как внешний облик Марии, так и её внутренние переживания и чувства. Так же, как и у «Моны Лизы», взгляд Марии Лопухиной полон загадочности и глубины. Её глаза словно следят за зрителем. Создается ощущение, что она взаимодействует с каждым, кто на неё смотрит.
В. Л. Боровиковский. «Портрет М.И. Лопухиной», 1797 год, Леонардо да Винчи. «Мона Лиза», (по некоторым сведениям, написана между 1503 и 1505 годами)
Боровиковский использовал свет и тень для подчеркивания нежности и женственности Марии, делая акцент на её светлом платье и деликатных чертах лица. С помощью Света художник сделал фигуру девушки центральной и самой яркой частью композиции.
Особенностью картины также является использование пейзажа в качестве фона, что придает глубину изображению. Боровиковский гармонично вписал фигуру Марии в окружающий её пейзаж, достигнув ощущения единения с природой.
ИСКУССТВО ЖИВОПИСЬ