Картина «Радуга» — это ответ Ивана Айвазовского всем своим критикам. Этим полотном художник обозначил новый период в творчестве. Рассказываем, чем она отличается от других работ Айвазовского, и что хотел сказать автор.
Изначально Иван Айвазовский планировал написать шторм. Однако он поменял сюжет, во многом благодаря просьбе Павла Третьякова. Коллекционер попросил его изобразить «волшебную воду». Третьяков купил «Радугу» сразу после выставки в Академии художеств.
На картине мы видим стандартный для творчества Айвазовского сюжет: лодка с людьми, буря. Зрители не знают, что будет с моряками. Они пытаются удержаться в шлюпке и плыть в другом направлении. При этом один из героев машет шляпой. Он увидел радугу, которая символизировала благословение Бога. Кроме того, радуга означала окончание шторма. А значит, у людей появился шанс на спасение. Им осталось продержаться немного.
Исполнение картины отличается от других работ Айвазовского. Искусствоведы считают, что это новшество в развитии русской живописи.
Зритель в эпицентре события
Картина принадлежит стилю романтизм. Художник обращается к теме противостояния человека и стихии.
Но если на предыдущих полотнах Айвазовского зрители видели яркие и насыщенные краски, то эта работа кажется светлой и бледноватой. Радуга на картине едва заметная. Хотя это природное явление, наоборот, ассоциируется у нас с чем-то ярким, и здесь можно было дать волю декоративности. Однако художник делает это намеренно.
Зритель наблюдает сцену не со стороны, а как будто изнутри. Мы находимся в эпицентре события. Именно поэтому на полотне присутствуют светлый колорит и водоворот, который погружает нас в происходящее. Стоит отметить, что здесь нет линии горизонта. Вода и небо сливаются воедино. Волны имеют бирюзовые, белые, пепельно-розовые оттенки. Море как будто вспенивается и закипает.
Эксперименты Айвазовского
«Радугу» считают единственный картиной Айвазовского, в которой художник экспериментировал над новой манерой письма. Он хотел показать критикам, что может менять стиль. Здесь присутствуют необычное цветовое решение и надежда на спасение моряков.
Обычно после написания картины Айвазовский помещал ее в золоченую раму. Но у полотна была черная рама. Дело в том, что золотой цвет сливался бы с сиянием «Радуги». Художник хотел показать пейзаж на контрасте, чтобы природное явление сияло ярче, и зрители чувствовали не отчаяние людей, а надежду.
Заведующая сектором эстетического развития детей в Третьяковской галерее Марина Мацкевич говорила, что возле картины часть проводят арт-терапевтические занятия с детьми. У них спрашивают, что они чувствуют, когда смотрят на полотно. Дети отвечают, что испытывают разные эмоции: от страха до удивления.