«Паразиты» — фильм-триумфатор Каннского кинофестиваля и «Оскара» 2020 года. Картина открыла корейский кинематограф широкому зрителю, причем родина режиссера представлена там не лучшим образом. Какие проблемы затронуты в фильме, разбираемся в статье.
Время чтения: 4 минуты Приложение для саморазвития. Скачать
О чем фильм?
Режиссер Пон Чжун Хо снял черную остросоциальную комедию, завязка которой дается с первых кадров. Семья Ки живет в бедственных условиях: у них полуподвальная квартирка, заваленная мусором и облюбованная тараканами. Интернет им отключили за неуплату, всем четырем членам семьи приходится складывать коробки для пиццы, чтобы прокормиться.
Волею случая семья постепенно просачивается в другой дом — особняк семьи Пак. Сначала в качестве частных репетиторов туда нанимаются сын и дочь Ки, потом уже родители — как шофер и экономка. Подстроив всё так, будто это стечение обстоятельств, семейство Ки скрывает свое родство и всё плотнее укрепляется в доме Паков, паразитируя на их щедрости и наивности.
Фильм раскрывает целый ряд нюансов классовой борьбы в Южной Корее.
Нюанс №1: «Униженные и оскорбленные»
На первый взгляд симпатии режиссера явно на стороне бедного семейства: их не назовешь маргиналами, их бедность — лишь стечение обстоятельств. Отец когда-то потерял работу и так и не смог вернуться, дети не получили возможности пойти в университет. При этом сын семейства Ки не обделен умом — ведь он все-таки берется за работу репетитором у дочки Паков. Дочь семейства Ки — образец хитрости, ведь попав в богатый дом, она легко объясняет наивной матери Пак, почему ее сыну срочно нужно развивать художественные способности.
И все же семейство Ки — не трогательные бедняки Диккенса или Гюго. Это хитрые, ушлые, во многом беспринципные люди. Дочка Ки с легкостью подставляет бывшего шофера Паков, чтобы протолкнуть на эту должность своего отца. Бывшую экономку Паков хитрые бедняки едва не убивают, чтобы в доме освободилось место и для матери. Сцена с пиром семейства Ки в пустом особняке рушит все стереотипы о традиционных семейных ценностях корейцев: дети и родители откровенно напиваются за одним столом, похабно шутят и придаются другим маргинальным утехам.
Нюанс №2: «Воняешь бедностью»
Семейство Пак на первый взгляд трудно в чем-то обвинить, кроме отдельных пороков каждого из них. Мама — наивная и откровенно глупая женщина, отец — холодный и отстраненный. В остальном это самые обычные люди, просто сверхбогатые. Определенная комичность проявляется в их слепом восхищении американцами и неуместном использовании заимствованной лексики, но не более того.
Паразиты, 2019
Учитывая трагедию, произошедшую позже, их можно было бы даже пожалеть, если бы не одно но: разговор Паков о запахах. Для них бедняки буквально воняют. И проблема не в отсутствии гигиены у семейства Ки, напротив, они пахнут как обычные люди — метро, дешевыми супермаркетами, фастфудом. Но для Паков это то же самое, что запах помойки, чего они особо не скрывают. А еще крайне пошло его используют — запах бедности для них буквально фетиш, поэтому презренный атрибут можно задействовать в постельной сцене.
Нюанс №3: так кто на ком паразитирует?
С одной стороны, Ки хитростью пробрались к Пакам и уже начали чувствовать себя хозяевами в доме (и даже обнаружили таких же паразитов в подвале). Они пользуются глупостью матери Пак, влюбленностью их дочки, равнодушием отца. Повернувшуюся к ним удачу они воспринимают не с благодарностью, а с нездоровой жадностью — им хочется всё больше и больше. Глядя на эту ненасытность, им трудно сочувствовать.
Паразиты, 2019
С другой стороны, семейство Пак — сверхбогатые и не такие уж приятные люди. Проблемы бедного класса им невдомек, собственная привилегированность для них — слепая зона. И ясно одно: если одни стремительно богатеют, то другие так же быстро беднеют. Так кто же паразиты в этой истории?
Режиссер намеренно оставляет этот вопрос открытым. В противном случае «Паразиты» превратились бы из постмодернистской комедии в душную нравоучительную драму.