Эдгар Дега, французский художник и скульптор, известен своим уникальным стилем и особым вниманием к деталям. Его произведения часто фиксировали моменты повседневной жизни, и «Маленькая танцовщица» не стала исключением. Эта скульптура, созданная в конце XIX века, стала одним из самых знаменитых произведений Дега. Кто же стал прототипом «танцовщицы», расскажем в нашей статье.
Конец XIX века во Франции был временем глубоких социальных и культурных изменений. Промышленная революция привела к росту городов, а с ним и к изменению социального уклада. Буржуазия становилась все более влиятельной, а интерес к искусству рос. В это время балет стал символом роскоши и элегантности, однако жизнь танцовщиц не была похожа на роскошь. Скульптура Дега отражает этот контраст.
Бессмертная Мари ван Гетем
Четырнадцатилетняя танцовщица — это реальная девушка по имени Мари ван Гетем. Она родилась в 1865 году в бедной семье бельгийских иммигрантов в Париже. Мари и ее две сестры были воспитанницами Парижской оперы, где обучались балету. В возрасте 14 лет Мари позировала Дега, и именно ее образ воплотился в знаменитой скульптуре.
После того как работа была представлена публике, Мари столкнулась с критикой и насмешками из-за своего внешнего вида в произведении. В 1882 году она была уволена из Парижской оперы, и дальнейшая ее судьба остается загадкой. Несмотря на трудности, с которыми Мари столкнулась в реальной жизни, ее образ остается бессмертным благодаря мастерству Дега.
Почему не бронза?
Скульптура Эдгара Дега была выполнена из необычных материалов, что делало её уникальной. Мастер использовал воск для создания фигуры танцовщицы, тогда как пачка была сделана из настоящей ткани, а на ногах девушки были настоящие балетные сандалии. Даже волосы на голове скульптуры были настоящими, что придавало ей еще большую реалистичность.
Когда Дега спросили, почему он не отлил скульптуру из бронзы, он ответил, что считает металл слишком монументальным для своих работ. Дега стремился передать непосредственность и мгновенность жизни, и воск, по его мнению, лучше всего подходил для этой цели. Такой материал позволил художнику подробно проработать мельчайшие детали и сохранить динамику и живость танцовщицы.
Реакция на скульптуру
«Маленькая танцовщица» отличается от других работ Дега. В то время как большинство его произведений были живописными, эта скульптура демонстрирует его интерес к трехмерному искусству. «Маленькая танцовщица» выделяется на фоне других скульптур того времени. Например, работы Родена были более абстрактными и философскими, в то время как Дега стремился зафиксировать момент реальной жизни. «Маленькая танцовщица» не просто красивая скульптура, она является историческим документом, отражающим свою эпоху. Реакция критиков была разнообразной: одни восхваляли ее за реалистичность и новаторство, другие, напротив, считали ее слишком провокационной и даже вульгарной. А спустя время она стала символом жертвенности в искусстве.