Как это нередко бывает с выдающимися произведениями — их либо любят, либо ненавидят. Роман «Кысь» был воспринят неоднозначно. Но он однозначно способен удивить, потому что это не типичный русский реалистический роман. Почему это лингвистическая фантастика, разберем в нашей статье.
Никто не знает, но все боятся. Кысь — это страшное мифическое существо, вокруг которого слагаются легенды. Татьяна Толстая обращается к различным фольклорным жанрам, чтобы создать особый сказочный мир. В этом романе сложно найти границу фантастического и реального. Критики по-разному читают этот образ: кто-то считает, что Кысь воплощает в себе все плохое, что есть в человеке, а кто-то сравнивает её с мятущейся русской душой.
Язык
Неспроста писательнице потребовалось 14 лет на создание этого произведения. Очевидно, мы не увидим роман в топ-10 «что почитать вечерком», поскольку текст непросто воспринимается, в нем сосуществуют как понятные всем слова из современного русского языка, так и различные историзмы и архаизмы. При помощи намеренного искажения некоторых слов, например, не шедевры, а ШАДЕВРЫ, не философия, а ФЕЛОСОФИЯ, Толстая подчеркивает их бессмысленность для большинства населения этого сломанного мира.
Главным последствием Взрыва стала мутация языка. Вместе со способностью мыслить люди разучились разговаривать. Их язык стал чем-то дремучим и деградирующим. Так писательница показывает абсурдность мира, где люди забыли, что такое гуманность и милосердие.
Тупик постмодернистского мышления
В романе Татьяны Толстой показана типичная постмодернистская ситуация. В этом мире нет книг, так как все они уже давно напечатаны. К тому же книгопечатания больше не существует, потому что всё разрушил Взрыв. И здесь мы прочитываем яркую идею постмодернизма – все давно придумано, ничего нового быть не может. Жизнь человека обречена на повторение. Кстати, по этому принципу работают и всеми полюбившиеся тиктоки и рилсы, где авторы создают видеоролики, в которых они будто говорят, синхронизируя свои губы с уже существующей аудиодорожкой.
Еще одна постмодернистская идея рождения читателя взамен смерти автора проиллюстрирована в следующем эпизоде. В городе Федор-Кузмичск, он же Москва в прошлом, герои ищут место, где когда-то стоял памятник Пушкину, чтобы поставить его новую версию. Но получается у них не очень. Вырезанный из бревна Пушкин имеет мало общего с изначальным вариантом. Суть в том, что читатель влияет на глубину прочтения книги. Чем он образованнее, тем глубже он сможет погрузиться в текст, и наоборот.