Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Анора»: почему фильм о русских покорил мир

Анора
Юра Борисов не выиграл «Золотой глобус» — зато познакомился с Анджелиной Джоли и стал мемом и крашем во всем мире. Рассказываем, за что все любят «Анору»,
при чем тут slavic core и почему этот фильм важен для российской киноиндустрии.
Время чтения: 5 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

О чем фильм

Герои фильма — Анора Михеева, которая немного говорит по-русски, сын русских олигархов Ваня, охранник Игорь. Но для режиссера Шона Бэйкера на самом деле не имеет большого значения, откуда его персонажи и на каком языке они говорят. «Анора», как и все его фильмы, — это история о том, как живется всем бедным, обделенным и несчастным.
Герои фильма «Анора»: Анора, Ваня, Игорь
Шон Бэйкер в своих фильмах показывает жизнь наименее защищенных слоев населения. Часто его героями становятся секс-работницы и эмигранты без документов, как в «Проекте Флорида» и «Мандарине».
«Проект Флорида», «На вынос», «Красная ракета»
Именно с этой точки зрения режиссера интересуют секс-работница Анора и Ваня, у которого нет собственного имущества и грин-карты. Происхождение персонажей не влияет на сюжет: Ваня вполне мог быть эмигрантом из другой страны. Но в этом контексте интересно, что в этот раз героями Бэйкера стали именно россияне. Ведь он, по сути снимает кино о «маленьком человеке», а это один из центральных типов героя в русской литературе.
Критики называют «Анору» реалистичной версией «Красотки».
Сравнение «Аноры» и «Красотки»
Этот фильм — именно об Аноре. Но тема национальной идентичности в нем тоже важна. Поэтому в названии — полное имя Аноры, которое ей дали родители-эмигранты, а не сокращенное американизированное Эни, как она сама себя называет.

Русские в кино

Хотя «Анора» — фильм не о России и не о русских, возможно, эта тема отчасти повлияла на его популярность. В последние годы slavic core стал трендом: во всем мире слушают беларускую группу Molchat doma, носят футболки с кириллическими надписями и читают «Белые ночи» Достоевского. Вероятно, поэтому все так полюбили Юру Борисова, который выглядит как типичный slavic gopnik, но оказывается совсем не таким, как мы ожидаем.
Molchat doma, «Белые ночи» Достоевского, Джехен в футболке Спаси и Сохрани
Интерес к slavic core можно объяснить процессом культурной гибридизации, который описал культуролог Арджун Аппадураи: это когда элементы одной культуры трансформируются и адаптируются к другой. Российская и постсоветская эстетика за рубежом романтизируется и осмысляется через фильтры западной культуры — так и рождается slavic core.
Приложение Правое Полушарие Интроверта
Какими мы привыкли видеть русских героев в зарубежном кино? Это шпионы, коммунисты, мафия, балерины и жены бандитов в шубах. В «Аноре» подобных стереотипов нет: никто
из русских персонажей не увлекается коммунизмом и не работает на ФСБ. К своим героям режиссер Шон Бэйкер относится с глубоким сочувствием, поэтому ему удается изобразить их как живых людей, а не набор клише.
Наташа Романофф, Вилланель, Иван Данко
У зарубежных зрителей явно есть интерес к таким персонажам: вспомним, как популярен был Алексей из «Очень странных дел» — единственный из русских героев, который не показан как злой коммунист.
Важно и то, что в «Аноре» играют российские актеры. Для них «русский» — это не характеристика персонажа, которую нужно показать через акцент и каменное лицо. Это часть их идентичности. Они играют не «русских», а просто людей, и поэтому не выглядят стереотипно.
Анора свадьба

Кино в России

Несмотря на то что «Анору» снял американский режиссер, для нас оказалось важным, что в таком громком фильме появляется релевантная репрезентация обычных жителей России. Помимо того, что никому не хочется ассоциироваться со «злыми русскими», подобные проекты увеличивают интерес к тому, как на самом деле выглядит русская культура. А значит, у российских специалистов появляется больше возможностей и работы за рубежом.
После появления российского актера в большом зарубежном фильме, с одной стороны, иностранные зрители могут заинтересоваться его работами в отечественном кино. Вместе с этим увеличивается конкуренция в российской индустрии: наш рынок как бы становится частью международного рынка и должен держаться на его уровне.
Так что «Анора», хоть это и американский фильм, стала важным феноменом для всего российского кино.
Автор: Анастасия Тузова, кинокритик (СПбГУ)
КИНЕМАТОГРАФ