Юра Борисов не выиграл «Золотой глобус» — зато познакомился с Анджелиной Джоли и стал мемом и крашем во всем мире. Рассказываем, за что все любят «Анору»,
при чем тут slavic core и почему этот фильм важен для российской киноиндустрии.
Время чтения: 5 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
О чем фильм
Герои фильма — Анора Михеева, которая немного говорит по-русски, сын русских олигархов Ваня, охранник Игорь. Но для режиссера Шона Бэйкера на самом деле не имеет большого значения, откуда его персонажи и на каком языке они говорят. «Анора», как и все его фильмы, — это история о том, как живется всем бедным, обделенным и несчастным.
Шон Бэйкер в своих фильмах показывает жизнь наименее защищенных слоев населения. Часто его героями становятся секс-работницы и эмигранты без документов, как в «Проекте Флорида» и «Мандарине».
Именно с этой точки зрения режиссера интересуют секс-работница Анора и Ваня, у которого нет собственного имущества и грин-карты. Происхождение персонажей не влияет на сюжет: Ваня вполне мог быть эмигрантом из другой страны. Но в этом контексте интересно, что в этот раз героями Бэйкера стали именно россияне. Ведь он, по сути снимает кино о «маленьком человеке», а это один из центральных типов героя в русской литературе.
Критики называют «Анору» реалистичной версией «Красотки».
Этот фильм — именно об Аноре. Но тема национальной идентичности в нем тоже важна. Поэтому в названии — полное имя Аноры, которое ей дали родители-эмигранты, а не сокращенное американизированное Эни, как она сама себя называет.
Русские в кино
Хотя «Анора» — фильм не о России и не о русских, возможно, эта тема отчасти повлияла на его популярность. В последние годы slavic core стал трендом: во всем мире слушают беларускую группу Molchat doma, носят футболки с кириллическими надписями и читают «Белые ночи» Достоевского. Вероятно, поэтому все так полюбили Юру Борисова, который выглядит как типичный slavic gopnik, но оказывается совсем не таким, как мы ожидаем.
Интерес к slavic core можно объяснить процессом культурной гибридизации, который описал культуролог Арджун Аппадураи: это когда элементы одной культуры трансформируются и адаптируются к другой. Российская и постсоветская эстетика за рубежом романтизируется и осмысляется через фильтры западной культуры — так и рождается slavic core.
Какими мы привыкли видеть русских героев в зарубежном кино? Это шпионы, коммунисты, мафия, балерины и жены бандитов в шубах. В «Аноре» подобных стереотипов нет: никто
из русских персонажей не увлекается коммунизмом и не работает на ФСБ. К своим героям режиссер Шон Бэйкер относится с глубоким сочувствием, поэтому ему удается изобразить их как живых людей, а не набор клише.
У зарубежных зрителей явно есть интерес к таким персонажам: вспомним, как популярен был Алексей из «Очень странных дел» — единственный из русских героев, который не показан как злой коммунист.
Важно и то, что в «Аноре» играют российские актеры. Для них «русский» — это не характеристика персонажа, которую нужно показать через акцент и каменное лицо. Это часть их идентичности. Они играют не «русских», а просто людей, и поэтому не выглядят стереотипно.
Кино в России
Несмотря на то что «Анору» снял американский режиссер, для нас оказалось важным, что в таком громком фильме появляется релевантная репрезентация обычных жителей России. Помимо того, что никому не хочется ассоциироваться со «злыми русскими», подобные проекты увеличивают интерес к тому, как на самом деле выглядит русская культура. А значит, у российских специалистов появляется больше возможностей и работы за рубежом.
После появления российского актера в большом зарубежном фильме, с одной стороны, иностранные зрители могут заинтересоваться его работами в отечественном кино. Вместе с этим увеличивается конкуренция в российской индустрии: наш рынок как бы становится частью международного рынка и должен держаться на его уровне.
Так что «Анора», хоть это и американский фильм, стала важным феноменом для всего российского кино.
Автор: Анастасия Тузова, кинокритик (СПбГУ)