Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Жена короля» Поля Гогена: разбор картины

Картина «Жена короля» считается лучшим произведением Поля Гогена, написанным на Таити. Гоген стал первым художником Европы, который отрекся от реализма в пользу примитивизма. А в чем смысл полотна «Жена короля»? Рассказываем в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Вызов европейским традициям

Поль Гоген всегда испытывал тягу к экзотическим местам, поэтому он и отправился на Таити. Во время второй поездки художник написал картину «Жена короля». Критики посчитали, что этим полотном Гоген бросил вызов европейским традициям и, возможно, даже насмехался над ними. Мы видим, что фигура таитянки Евы повторяет позу Олимпии на картине Эдуарда Мане, а также отсылает к «Венере Урбинской» Тициана Вечеллио. Но героиня Гогена естественна в своей наготе, она открывает тело зрителям без стыда. Живописец показывает, что таитянка смотрит не на нас, а в сторону. Гоген делает это намеренно, чтобы отдалить зрителя от королевы. Ее пропорции не похожи на фигуры античных богинь. У Евы крепкое телосложение, далекое от европейского идеала. Нельзя точно сказать, кто же изображен на картине. Есть версия, что это первая полинезийская жена Гогена — Техура. Художник уже изображал ее с красным веером. Однако некоторые искусствоведы считают, что это вторая таитянская жена живописца — Паола. Они руководствуются тем, что полотно было написано во время второй поездки на Таити.

Ева без Адама

Стоит отметить, что героиня органично вписывается в пейзаж. Сзади нее находится древо познания — символ добра и зла. Это отсылка к Ветхому Завету. Также если приглядеться, на заднем плане можно увидеть двух старцев. В центре композиции мы видим змея, который обвивает древо. Он здесь выступает в роли искусителя. Также на полотне Гоген показывает соединение женского и мужского начал. Для этого он пишет справа образы воркующих голубей (автор говорил, что это именно голуби).
На картине мы видим и темную собаку — символ одиночества. Художник чувствовал, что жизнь ускользает, и он прожил ее как бродячая собака. Важное значение живописец придает цвету. Он писал: «Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью».
С помощью ярких красок Поль Гоген передает атмосферу экзотики, таитянской культуры. Хотя во Франции работы таитянского периода художника раскритиковали за «оранжевые реки» и «красных собак».

Перед нами рай

Перед таитянкой лежат фрукты, которые написаны в желтых, оранжевых, красных оттенках. А созревшие плоды, которые снимает служанка, имеют ярко-красный цвет. Для листвы Поль Гоген использовал оттенки зеленого, оранжевого, золотистого. Интересно, что на картине нет черного цвета. Художник следовал импрессионистской традиции, поэтому не писал черными, белыми и серыми красками. В качестве альтернативы вместо черного он использовал бурый, темно-коричневый и темно-зеленый цвета.
Поль Гоген, «Автопортрет, посвященный Винсенту Ван Гогу». 1888 год
Живописец соединяет в работе три царства: человеческое (Ева, старики, служанка), животное (змей, собака, голуби) и растительное. Некоторые искусствоведы видят в этом круговорот жизни. Поль Гоген считал Таити раем. Именно поэтому он открывает зрителям новый мир, далекий от цивилизации, которого не коснулось зло. Кроме того, художник показывает первозданную природу и единение человека с ней.
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО