До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему Чарли Чаплин – великий актёр и режиссёр

Чарли Чаплин — одна из самых узнаваемых фигур кинематографа XX века. Он не только отец многих комедийных традиций, но и яркий пример того, как один человек может перевернуть представление о киноискусстве. Чаплин воплотил на экране образ Бродяги, который стал его визитной карточкой, но известность актёру принес не только этот персонаж. Рассказываем, почему Чарли Чаплина называют великим.
Время чтения: 7 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать

«Малыш»

Прежде чем попасть в кино Чарли Чаплин зарекомендовал себя как театральный актёр. Это закономерно, учитывая его происхождение. Чаплин родился в 1889 году в Лондоне. Его родители были эстрадными актерами: мать выступала в театре и антрепризе, а отец гастролировал с музыкальными номерами. В возрасте пяти лет Чаплин впервые появился на сцене, заменяя в постановке мать, но его полноценная творческая карьера началась несколько позже, в 1898 году, когда он присоединился к детской танцевальной группе «Восемь ланкаширских парней».
С 1903 года Чаплин активно играл в театре, параллельно осваивая скрипку под руководством дирижёра труппы. Зимой 1908 года он стал одним из ключевых актёров на театральном предприятии Фреда Карно, через «школу» которого прошли такие звёзды эпохи немого кино, как Альберт Остин и Стэн Лорел. На гастролях труппы в США в 1912 году Чаплина заметил продюсер Мак Сеннет и предложил ему заключить контракт с киностудией «Keystone».

Одинокий бродяга кино

Прорывом в карьере Чаплина стал 1914 год, когда на экраны вышли фильмы «Детские автомобильные гонки» и «Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл». В них актёр впервые предстал в образе Бродяги, который по сей день считается одним из самых узнаваемых в мировом кинематографе.
«Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл» (1914), реж. Г. Лерман, М. Сеннет
Бродяга часто появлялся в кадре в ветхом пиджаке, больших ботинках и шляпе-котелке, непременно держа в руках трость. Он кажется нам неуклюжим и небрежным, но в то же время привлекает внимание и вызывает симпатию: солидности персонажу придают джентльменские усы, но его забавная походка не позволяет относиться к нему серьезно.
Образ Бродяги ограничивался не только внешностью. Чаплин стремился уйти от абсолютной комедийности и наделить характер персонажа глубокими и сложными чертами. Бродяга был независимым, свободным духом, но в то же время уязвимым и одиноким. Он часто попадал в неловкие и комические ситуации, но всегда сохранял свое достоинство и человечность. Бродяга вызывал у публики смех, но также заставлял задуматься о жизненных ценностях и общественных проблемах. Образ простоватого на первый взгляд человека позволял Чаплину играть на контрастах и говорить о темах социального неравенства, безработицы и эксплуатации. Например, в фильме «Лавка ростовщика» Бродяга, уволившись с работы, жестом показывает, что теперь ему нечем кормить детей. Это вызывает у публики эмоциональный отклик — и тогда, и сейчас.

Творческий метод

За 1914 год на студии «Keystone» вышло целых 35 фильмов с участием актёра, а его игра вдохновила многих комиков и деятелей кино. К образу Бродяги в своем творчестве прибегал, например, Радж Капур, которого публика называла «индийским Чарли Чаплином». Это же амплуа в начале своей карьеры копировал советский артист цирка Михаил Румянцев, известный как клоун Карандаш. Бродягу в современных нам реалиях изображал британский актёр Роуэн Аткинсон в сериале «Мистер Бин».
«День получки» (1922), реж. Ч. Чаплин
Комедийный талант Чаплина выгодно сказывался на репутации кинокомпании и приносил прибыль. Однако этому способствовала не только юмористическая составляющая фильмов. За харизмой и самоиронией стояло нечто большее, а именно — подход Чаплина к работе над кино, включающий в себя тщательную подготовку к роли. Что делало образ Чаплина настолько узнаваемым? Вот некоторые из составляющих его актерского успеха:
  • Детали образа Бродяги прочно закрепились в популярной культуре не в последнюю очередь из-за того, что они выбивались из привычной картины выверенной маскулинной моды эпохи. Слишком широкие штаны, ботинки не по размеру и узкий пиджак рисовали внеэкранную предысторию персонажа и валидировали его нелепость и неуклюжесть. Убедительная игра стирала границы между вымышленным образом Бродяги и реальной личностью актёра: поклонники порой обращались к нему по имени персонажа.
  • Безупречное владение мимикой и возможность одним жестом сделать происходящее на экране понятным говорят о том, что Чаплин был мастером «пластического» жанра. При этом манеры персонажа часто оказываются смешными лишь в воображении зрителя, потому что герой существует в привычном ему мире, не стремясь развеселить публику.
  • Вещи — шляпа и трость — становятся для Чаплина дополнительным способом выражения чувств и эмоций героя. Одежда — элемент, глубоко сросшийся с образом. Например, когда котелок Бродяги пропадает из кадра, нам кажется, что он становится уязвимее.
  • Чаплин наделял свою игру в кино театральными свойствами. Он смотрит прямо в камеру, будто ища эмоционального контакта со зрителями. Это вполне оправдано при живых выступлениях, где отклик публики следует за происходящим на сцене в реальном времени. Однако кино рассчитано на одностороннее взаимодействие: в нем нет места сиюминутным импровизациям, оно не прерывается в зависимости от реакции аудитории. Театральность Чаплина — это своего рода разрушение «четвертой стены», за счет которого зритель сильнее проникается чувствами героя и глубже погружается в историю

Я сценарист в нём и я режиссер

В период с 1914 по 1918 популярность Чарли Чаплина неуклонно росла: в 1917 году он покинул «Keystone» и заключил контракт на 1 млн. долларов со студией «First National Pictures», став самым высокооплачиваемым актёром на тот момент. В эти же годы он пробует себя в режиссуре, сняв свой первый фильм «Застигнутый дождем». Однако влияние кинопрокатчиков и руководства крупных студий не позволяло Чаплину целиком реализовывать его художественные замыслы.
Полную творческую автономию актёр обрёл лишь после основания собственной киностудии «United Artists» в 1918 году. Так Чаплин утвердился не только как талантливый исполнитель, но и как полноценный автор. При создании фильмов он часто выступал во множестве ролей — от режиссёра и сценариста до композитора. Снятые им немые полнометражные фильмы, такие как «Золотая лихорадка» и «Цирк», стали классикой мирового кинематографа.
«Золотая лихорадка» (1925), реж. Ч. Чаплин
Первым звуковым фильмом Чаплина стала картина «Великий диктатор», появившаяся в начале Второй мировой войны. В фильме он проводит чёткую линию между комедией и драмой. Он использует свой талант комика, чтобы исследовать и разоблачать абсурдность и жестокость нацизма. Одновременно он подчеркивает важность гуманизма и толерантности. Наиболее узнаваемый эпизод фильма — финальная речь, в которой герой Чаплина призывает к единству и миру, выражая веру в доброту и человечность. Картина удостоилась пяти номинаций на премию «Оскар».
КИНЕМАТОГРАФ