Существует представление, что буддизм — самая мирная из существующих религий. И этому способствует то, что, даже не будучи знакомыми с основными постулатами буддизма, люди точно знают, что его главный принцип — не навреди. Буддисты должны избегать причинения страданий любому живому существу. Однако в истории развития буддизма хватает различных проявлений, как «хороших», так и «плохих».
Время чтения: 6 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать
Приложение для саморазвития. Скачать
Характерные черты буддизма
Буддизм — одна из самых распространённых мировых религий. По некоторым подсчётам, последователи буддизма составляют до 7% населения Земли. Самыми «буддийскими» странами можно назвать Вьетнам, Индию, Китай, Монголию, Непал, Таиланд, Тибет, Японию. В России буддизма придерживаются жители Бурятии, Калмыкии и Тувы. Также существуют буддийские общины в европейских странах, США и Австралии.
Буддизм разительно отличается от христианства и мусульманства. Самым главным отличием можно назвать отсутствие концепции единого всемогущего Бога. Но не менее интересными являются такие особенности буддизма, как:
- отсутствие концепции сотворения мира;
- отсутствие представлений о вечной душе;
- отсутствие концепции отпущения грехов;
- отсутствие религиозного института, аналога церкви;
- отсутствие общих для всех течений догматов;
- наличие концепции бесконечных миров.
Из-за таких существенных отличий от других мировых религий некоторые религиоведы называют буддизм философией, учением или даже просто образом жизни.
Основатель буддизма — Сиддхартха Гаутама, сын правителя одного из небольших индийских княжеств, родившийся в 563 г. до н. э. Согласно буддийским текстам, описывающим жизнь будущего основателя религии, его отец чрезмерно заботился о нём, оберегал от горя и страданий. Однако на тридцатом году своей жизни Сиддхартха увидел «четыре зрелища», которые навсегда изменили его. Это были нищий старик, глубоко больной человек, похоронная процессия и счастливый отшельник. Так Сиддхартха повстречался со страданием, нищетой, болезнью и смертью и понял, что избавиться от этих страшных вещей можно, лишь ступив на путь самопознания.
После этой встречи Сиддхартха отказался от невоздержанной роскошной жизни и посвятил себя различным религиозным практикам. Аскетизм и медитации помогли ему достичь высшего счастья, и с тех пор его начали называть Буддой, то есть, Просветлённым.
Как достичь состояния просветления
Став Буддой, Сиддхартха Гаутама сформулировал так называемые четыре благородные истины:
- страдание существует;
- источником страдания является жажда;
- прекращение страдания возможно при помощи достижения нирваны;
- существует путь, ведущий к нирване.
К нирване, избавлению от страданий, может привести Благородный Восьмеричный путь. Этот путь состоит из восьми ступеней, объединённых в три крупные группы:
- мудрость (правильное воззрение и правильное намерение);
- нравственность (правильная речь, правильное поведение и правильный образ жизни);
- духовная дисциплина (правильное усилие, правильное памятование и правильное сосредоточение).
Человек, который желает прийти к нирване, должен пройти все этапы духовного развития. Правильное воззрение предполагает понимание и принятие четырёх благородных истин. Правильное намерение — это твёрдое решение буддиста следовать пути. Чтобы сделать свою речь правильной, необходимо отказаться от грубых слов, лжи и клеветы. Правильное поведение означает отказ от убийства, воровства и супружеских измен. Правильный образ жизни — отказ от богатства, а также от любых видов деятельности, которые могут кому-либо навредить.
Духовная дисциплина обычно практикуется буддийскими монахами. Правильное усилие — это умение сосредоточиться. Правильное памятование включает в себя успокоение сознания и созерцание. Правильное сосредоточение — это техники глубокой медитации.
Мирная или не мирная религия
Несмотря на сформулированные Буддой пацифистские положения, из-за которых буддисты не должны причинять вред ни одному живому существу, критики буддизма находят в нём недостатки. Одним из популярных критиков буддизма является известный словенский философ Славой Жижек. Его критика отличается особой резкостью и непримиримостью.
В качестве главных доказательств того, что буддизм не является настолько мирной религией, как кажется, обычно приводят многочисленные конфликты буддистских государств Юго-Восточной Азии в средневековье. Также современные монахи часто бывают активно вовлечены в откровенно националистическую политику государств, в которых они проживают. Некоторые буддийские общины оправдывали японский милитаризм перед крупнейшими мировыми войнами.
Буддисты принимали участие и в многочисленных конфликтах между Тибетом и Китаем, начиная с VII–IX веков и заканчивая столкновениями в 1950–60 годах. Даже в XXI веке они продолжаются: так, в марте 2008 года в Тибете прошли массовые антикитайские протесты, на которых сторонники Далай-ламы снова напомнили всему миру об его изгнании маоистами из Тибета. Американский исследователь Брайан Дайдзэн Виктория написал несколько книг по проблеме связи буддизма и японского милитаризма во времена Второй Мировой Войны. Уже в наше время Министерство общественной безопасности Китая неоднократно объявляло об изъятии из буддийских храмов различного оружия.
Критика буддизма часто сводится к тому, что его отдельные последователи сами не придерживаются основных принципов. Но как и в любом другом религиозном общественном институте, в буддизме есть недобросовестные последователи. Также стоит помнить, что каждая мировая религия в прошлом хранит немало неприятных событий, о которых никому не хотелось бы говорить, ведь правителям свойственно использовать любые средства для достижения своих целей. Одним из таких средств часто становится религия.
Существует множество направлений философии. Одно из самых популярных в наше время — утилитаризм. Рассказываем о нём подробнее в статье:
Что такое утилитаризм