Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Кратко о французской новой волне

Хочешь стать своим в киноклубе? Тогда лови наш гайд по французской новой волне.
Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать

Исторический контекст

Французская новая волна зародилась в период после Второй мировой войны, в конце 1950-х – начале 1960-х годов, когда Франция переживала культурный и социальный подъем. В этот период молодые кинематографисты, вдохновленные теоретическими статьями и критическими эссе из журнала «Cahiers du Cinéma», стремились изменить существующие каноны киноискусства. Они отвергали традиционные сценарные структуры и методы съемки, стремясь к большей свободе и экспериментам. Так они бросили вызов старой форме. Вдохновленные итальянским неореализмом и голливудским кино, режиссеры новой волны искали новые способы выражения, чтобы отразить изменения в обществе и культуре Франции.

Основные характеристики новой волны

Французская новая волна отличалась рядом черт:
  • Непрофессиональные актеры и правдивая игра. Режиссеры часто приглашали на главные роли непрофессиональных актеров, что придавало фильмам естественность и свежесть.
  • Натурные съемки. Вместо студийных павильонов съемки проводились на реальных улицах и в квартирах. Это делало фильмы более правдоподобными.
  • Импровизация и отказ от сценария. Часто диалоги и действия персонажей импровизировали на месте, добавляя спонтанность.
  • Новые монтажные техники. Режиссеры активно экспериментировали с монтажом, включая резкие переходы, прыжки во времени и пространстве, а также необычные ракурсы.
  • Авторское кино. Режиссеры новой волны стремились к личному выражению и свободе творчества, что привело к появлению термина «аuteur» (авторское кино).

Ключевые режиссеры и их работы

Среди главных фигур французской новой волны выделяются три режиссера: Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Клод Шаброль и Ален Рене.
  • Франсуа Трюффо стал известен благодаря своему фильму «Четыреста ударов» (1959), который показал жизнь юного Антуана Дуанеля, сталкивающегося с трудностями взросления. Этот фильм стал символом новой волны и получил множество наград.
  • Жан-Люк Годар снял культовую картину «На последнем дыхании» (1960), которая перевернула представления о кино благодаря своей инновационной технике монтажа и нетривиальному сюжету.
  • Клод Шаброль в своей работе «Красавчик Серж» (1958) сосредоточился на изучении глубинных проблем общества и человеческих взаимоотношений. Главный герой возвращается из города в родную деревню, где некогда успешный архитектор Серж не узнает друга детства.
  • Ален Рене известен такими фильмами как «Хиросима, любовь моя» (1959), «В прошлом году в Мариенбаде» (1961), «Мюриэль, или Время возвращается» (1963) и другими. Фильм «В прошлом году в Мариенбаде» фильм легко можно узнать по характерному кадру с геометрически высаженным садом, в который спускаются герои.

Влияние на мировое кино

Французская новая волна оказала значительное влияние на кинематограф по всему миру. Ее принципы и техники вдохновили многие последующие поколения режиссеров. Американский независимый кинематограф, японская новая волна и другие движения черпали вдохновение из этого французского феномена. Полански, Скорсезе, Бертолуччи, Андерсон, Долан использовали элементы новой волны в своих работах, стремясь к той же свободе и экспериментальности.
Французская новая волна навсегда изменила киноискусство, открыв новые горизонты для творчества и самовыражения.
Итак, за 3 минуты чтения мы узнали, что:
  • Французская новая волна возникла в 1950-60-е годы
  • Кино снимали по наитию, без сценария
  • Главными представителями Французской новой волны были Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Ален Рене
2024-05-30 17:55 КИНЕМАТОГРАФ