Зачем исторической науке собственная философия? Кто ее придумал и на какие вопросы она ищет ответы? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Зачем истории философия?
История — это не просто описание прошлых событий. Это их анализ, интерпретация и объяснение. Однако факты сами по себе не всегда раскрывают связи между событиями и логику исторического процесса. Тут в игру вступает философия истории. Она проникает глубже, уходит от поверхностного описания событий и выявляет общие закономерности, цели и направления развития цивилизации.
Историческая наука уделяет внимание фактам, документам и архивам, а философия истории стремится понять их значение и вклад в общую картину развития. Она ищет ответы на вопросы о целях людей, детерминизме и свободе в контексте исторических событий.
Кто придумал?
Античный поэт Гесиод рассматривал историю как хронику событий — от космического единства до современного ему хаоса. Уже в его поэме «Труды и дни» находятся намеки на причинно-следственные связи и моральные уроки, которые можно извлечь из прошлого. Он проповедовал идею возвращения в «золотой век» через очищение от грехов. Одновременно с ним Аристотель разрабатывал концепцию истории как науки, пытаясь понять общие закономерности политической организации государств.
В средние века история развивалась в религиозном векторе. Так, Святой Августин рассматривал ее как борьбу добра и зла. По его мнению, история — это движение к божественной цели. Фукуяма пишет про его труды: «для Августина было важно искупление человека как человека, событие, устанавливающее действие воли Божией на Земле». Это событие, разумеется, Судный день — финальная точка, которая даст смысл всем происходившим ранее событиям и трагедиям.
В эпоху Просвещения появляется философия истории. Вольтер и Лейбниц анализировали историю как последовательность причинно-следственных связей. История, как и природа, стала рассматриваться как линейная и необратимая. Например, в «Эмиле» Руссо писал, что человеческая природа развивается бесконечно путем образования и продуманного педагогического процесса.
Гегель основывал философию истории на диалектике. Его сложные объяснения с тезисом, антитезисом и синтезом новой формы хорошо объяснил Маркс: если рассматривать монархическое правление Людовика XVI во Франции как тезис, то французская революция — антитезис. Но в итоге они становятся синтезом: законами при Наполеоне (он вернул некоторые монархические законы после нескольких лет правления).
В XX-XXI веках философия стала более разнообразной, появились новые подходы и концепции. Философия истории тоже претерпела изменения: сторонники гегельянства никуда не делись, но у них есть и оппозиция. Тойнби, например, предлагал отойти от изучения истории человечества в целом. Он фокусировался на культурно-исторических типах, отдельных единицах истории (по сути — любые общества, которые можно сравнить по тем или иным критериям).
Главные проблемы
Философия истории сталкивается с рядом сложных дилемм и вопросов. Если история пишется победителями, то возможна ли объективность в древних источниках, особенно в летописях конкретных княжеств и царств? Как учитывать множество факторов, влияющих на развитие истории? Как совместить свободу воли индивида с общими законами исторического процесса?
О чем спорят?
Одним из ключевых споров в философии истории является вопрос о цели. Телеологическая точка зрения утверждает, что у истории есть определенная цель или направление, по которому она движется. Задает ее высшая сила (например, божественная, но конкретно фигура Бога появляется не во всех подобных концепциях). А сторонники космологического и антропологического детерминизма считают, что исторические события предопределены законами природы или социального устройства отдельно взятого государства. Есть и индетерминизм — противоположность детерминизма, где события имеют хаотический порядок. По этому концепту у людей есть свобода свершать непредсказуемые поступки, не диктуемые какими-либо представлениями извне.
Другие дебаты связаны с идеей прогресса. Одни философы утверждают, что история движется к лучшему, постепенно условия жизни человечества улучшаются благодаря прогрессу. Другие считают, что исторический процесс цикличен, история повторяет одни и те же паттерны. Меняются декорации, но на сцене остаются похожие проблемы: войны, голод, классовое неравенство и т. д.
Еще философы обсуждают индивидуализм и коллективизм в контексте исторических процессов. Есть концепт, что история формируется великими личностями — героями и вождями. Однако, как отмечают противники этой идеи, нельзя недооценивать роль общества и социальных структур в формировании хода истории.