«Отказ от исповеди» — это тот случай, когда одно искусство породило другое. Прочитав стихотворение Н. М. Минского «Последняя исповедь», Репин принялся за создание полотна, которое впоследствии было встречено критикой неоднозначно. Почему? Рассказываем в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Идея
Идея о написании картины «Отказ от исповеди» пришла Илье Репину после прочтения стихотворения «Последняя исповедь» Н.М. Минского, появившегося в нелегальном журнале «Народная воля» в 1879 году. В стихотворении описывается момент перед казнью, когда арестант отказывается исповедоваться. Однако в самом конце он выражает благодарность священнику за проявленное к нему сострадание:
Старик! Твою я презираю рясу,
Но доброе под ней, быть может, сердце...
Как поп — мне враг, как человек — быть может,
Ты мне и друг... Прими же в благодарность
Ты мой поклон и теплое спасибо!..
Картина стала своего рода иллюстрацией к этому стихотворению и отразила трагический момент, запечатленный в стихотворении.
Старик! Твою я презираю рясу,
Но доброе под ней, быть может, сердце...
Как поп — мне враг, как человек — быть может,
Ты мне и друг... Прими же в благодарность
Ты мой поклон и теплое спасибо!..
Картина стала своего рода иллюстрацией к этому стихотворению и отразила трагический момент, запечатленный в стихотворении.
Сюжет картины
Страстный спор между священником и осужденным в стихотворении Репин заменил исступленным молчанием. На полотне священник сжимает крест в руке, ожидая решение заключенного. Взгляд священника бесстрастен.
Изможденный арестант, одетый в грязный халат, стоит перед выбором — принять или отказаться от исповеди перед священником. В выражении лица и позе нет однозначного ответа на вопрос о том, какие будут его дальнейшие действия. Эта неопределенность создает напряжение и заставляет зрителя гадать о выборе главного персонажа.
Тягостное настроение картины подчеркивается ее цветовым решением. Темный фон, занимающий большую часть полотна, создает мрачную атмосферу. Свет, исходящий сбоку, выделяет две фигуры и немного раскрывает невзрачную обстановку — железную кровать и окружающие ее детали. Это цветовое решение подчеркивает драматизм момента.
Цензура
Цензура сыграла заметную роль в судьбе картины Репина. Передвижная выставка отказалась принимать эту работу из-за явно революционного сюжета, который был недопустим. Свет картина увидела лишь через десять лет после ее создания. Несмотря на цензурные ограничения, те, кому революционные взгляды были близки, о картине узнали. Интересно, что к этому сюжету Репин снова вернулся в 1913 году и создал еще один вариант «Перед исповедью» в технике акварели.
Был ли Репин революционером? В политическом смысле Илью Репина сложно назвать революционером. В своей жизни художник не вступал в партийные структуры и не проявлял ярко выраженной политической активности. Несмотря на это, Репин глубоко сочувствовал народу и переживал о том, через что ему приходится проходить. В его картинах отражены социальные темы. Художник стремился передать дух времени, выражавшийся в стремлении к свободе.