Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чем смысл картины Репина «Отказ от исповеди»?

«Отказ от исповеди» — это тот случай, когда одно искусство породило другое. Прочитав стихотворение Н. М. Минского «Последняя исповедь», Репин принялся за создание полотна, которое впоследствии было встречено критикой неоднозначно. Почему? Рассказываем в статье.

Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать

Идея

Идея о написании картины «Отказ от исповеди» пришла Илье Репину после прочтения стихотворения «Последняя исповедь» Н.М. Минского, появившегося в нелегальном журнале «Народная воля» в 1879 году. В стихотворении описывается момент перед казнью, когда арестант отказывается исповедоваться. Однако в самом конце он выражает благодарность священнику за проявленное к нему сострадание:

Старик! Твою я презираю рясу,

Но доброе под ней, быть может, сердце...

Как поп — мне враг, как человек — быть может,

Ты мне и друг... Прими же в благодарность

Ты мой поклон и теплое спасибо!..

Картина стала своего рода иллюстрацией к этому стихотворению и отразила трагический момент, запечатленный в стихотворении.
Николай Максимович Минский

Сюжет картины

Страстный спор между священником и осужденным в стихотворении Репин заменил исступленным молчанием. На полотне священник сжимает крест в руке, ожидая решение заключенного. Взгляд священника бесстрастен.
Изможденный арестант, одетый в грязный халат, стоит перед выбором — принять или отказаться от исповеди перед священником. В выражении лица и позе нет однозначного ответа на вопрос о том, какие будут его дальнейшие действия. Эта неопределенность создает напряжение и заставляет зрителя гадать о выборе главного персонажа.
Илья Репин. «Отказ от исповеди» (1879–1885)
Тягостное настроение картины подчеркивается ее цветовым решением. Темный фон, занимающий большую часть полотна, создает мрачную атмосферу. Свет, исходящий сбоку, выделяет две фигуры и немного раскрывает невзрачную обстановку — железную кровать и окружающие ее детали. Это цветовое решение подчеркивает драматизм момента.

Цензура

Цензура сыграла заметную роль в судьбе картины Репина. Передвижная выставка отказалась принимать эту работу из-за явно революционного сюжета, который был недопустим. Свет картина увидела лишь через десять лет после ее создания. Несмотря на цензурные ограничения, те, кому революционные взгляды были близки, о картине узнали. Интересно, что к этому сюжету Репин снова вернулся в 1913 году и создал еще один вариант «Перед исповедью» в технике акварели.
Илья Ефимович Репин в своей мастерской в Пенатах
Был ли Репин революционером? В политическом смысле Илью Репина сложно назвать революционером. В своей жизни художник не вступал в партийные структуры и не проявлял ярко выраженной политической активности. Несмотря на это, Репин глубоко сочувствовал народу и переживал о том, через что ему приходится проходить. В его картинах отражены социальные темы. Художник стремился передать дух времени, выражавшийся в стремлении к свободе.
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО