Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое Dance Macabre?

«Dance Macabre» буквально переводится как «пляска смерти». Родом из Средневековой Европы, эта традиция описывает символику смерти, которая охватывала танец, музыка и живопись. Рассказываем про историю плясок смерти и об их культурном значении.
Время чтения: 6 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать

История плясок смерти

Dance Macabre, танец смерти, был одной из форм изображения смерти, который получил большую популярность в Средние Века. В то время смерть была неизбежной и пугающей частью жизни, люди часто рассматривали ее как живого персонажа, который занимал активную роль в жизни людей. Как традиция пляска возникла в XIV веке во Франции. Голод, Столетняя война и чума — Черная смерть — влияли на восприятие людей. Вездесущая возможность внезапной и болезненной смерти увеличивала как религиозное желание покаяния, так стремление к пиру во время чумы, к последним развлечениям перед гибелью. В «Плясках смерти» живут отзвуки народных поверий о кладбищенских танцах мертвецов, выбирающихся из могил в определённые дни года.
Изначально это были художественные сценки, в которых смерть танцует с представителями всех слоев общества: от короля до простого крестьянина. Танец смерти стал популярным в других европейских странах в течение следующих веков и стал одной из наиболее распространенных художественных традиций Средневековья, распространившейся потом и на другие виды искусства.

Как выглядит танец смерти?

В танце смерти участвуют двое танцоров: смерть и ее партнер. В зависимости от времени и места, смерть может быть изображена как скелет или в робе, покрытом костями. Ее партнером обычно является любой представитель общества: король, папа, монах, рыцарь, купец или крестьянин.
Танец смерти представляет собой последовательность движений, которые символизируют смерть и ее партнера. Они движутся в непрерывном круге. Смерть двигается медленно, а ее партнер отвечает на движения смерти, ускоряя свой ритм и исполняя сложные танцевальные фигуры.

Пляска смерти в искусстве

Dance Macabre отображалась во всех видах искусства на протяжении многих столетий. В живописи танец смерти изображался на многих картинах, особенно в средневековой и ренессансной живописи. На полотнах изображались сцены, где смерть ведёт людей из разных слоёв общества в танце. Эти произведения искусства часто содержат моралистические послания о непредсказуемости смерти и непреходящей природе времени.
Первой композицией, получившей название «La Danse macabre», считается группа фресок 1424 года под аркадами парижского кладбища Невинноубиенных младенцев. Сами фрески не сохранились до наших дней, однако есть гравюры 1485 года, воспроизводящие их части.
Гравюра 1485 года
Одним из самых знаменитых художественных произведений, связанных с этим мотивом, является серия гравюр «Образы Смерти» Ганса Гольбейна 1524—1526 годов. На них изображены различные персонажи, включая короля, рыцаря, пастуха, доктора и женщину. Это был аллегорический комментарий художника к немецкой действительности 16 века: голоду, болезням, восстаниям и войнам.
Гольбейн-младший. Серия рисунков «Образы смерти», 1524-1526
Позже мотив плясок перетекает в мотив всеобщей разрухи, которую несёт смерть. Это изменение хорошо иллюстрирует картина «Триумф смерти» Питера Брейгеля Старшего 1561-1563 г. На ней уже нет игры со смертью, она приходит и уничтожает всё и всех, а миром правят скелеты-посланники Смерти.
Элемент картины Питера Брейгеля «Триумф смерти», ок. 1562 года
В Средневековье и Ренессансе было создано множество поэтических и прозаических произведений, в которых описывались встречи людей с смертью во время танца. В Испанский этот мотив называли Danza de la Muerte, во Франции — Danse Macabre, а в Германии — Totentanz. Есть и различные латинские рукописи, написанные в 14 веке.
Иллюстрации Гольбейна были использованы в сборнике поэм Dance of Death, который был опубликован в 1523 году. Каждая гравюра подписана французскими двустишиями Жиля Коррозе и латинскими цитатами из Библии. Танцы со смертью позже описывались и в произведениях таких авторов, как Уильям Шекспир, Генрих Гейне и Густав Меринг.
Эта тема также присутствует и в музыкальной истории. Август Нормигер, Ференц Лист написал в 1849 году знаменитое произведение для фортепиано под названием Totentanz, Paraphrase über Dies irae. В его основу легла не только эстетика фрески Буффаьмакко на ту же тему, но и известный григорианский распев Dies irae о Страшном суде.
Позже, в 1874 году, Камиль Сен-Санс создал свою симфоническую поэму, вдохновившись стихотворением современника, поэта-символиста Анри Казалиса. Danse macabre Сен-Санса воплощает в себе мистический и мрачный характер этой темы и включают в себя звуки скрипок и ксилофона, символизирующего звук костей танцующих скелетов.
В театре пляска смерти появлялась в виде балетных спектаклей и театральных постановок. Например, во французском театре 15–16 веков существовали спектакли, в которых актеры выступали в костюмах скелетов и исполняли танцы и песни, посвященные теме смерти.

Dance Macabre сегодня

Пляска смерти всё ещё вызывает интерес у людей и используется в различных видах искусства. Например, в театре и танцевальном искусстве существует множество постановок, которые используют тему пляски смерти или её отдельные элементы и символы. Встреча героя со Смертью или с персонажем, притворяющимся ей — довольно распространённый сюжет.
В фильме «Седьмая печать» режиссера Ингмара Бергмана рыцарь возвращается из Крестового похода и обнаруживает, что Чума охватила его страну. Рыцарь играет с Чумой в шахматы, а пляска смерти следует за ним на каждом шагу: он обсуждает фрески с этим сюжетом и сам танцует со смертью в финале.
У Тима Бертона в «Кошмаре перед Рождеством» и «Трупе невесты» тоже прослеживается традиция танцев со смертью: когда на экране появляются танцующие скелеты, сразу ощущается связь с этим средневековым сюжетом.
Сегодня есть и музыкальные группы, которые используют эту тему в своих песнях и музыкальных клипах. Например, группа Ghost назвала одну из своих песен Dance Macabre и активно использует эстетику смерти и скелетов в перформансах.
ИСКУССТВО