Какие картины Рембрандта можно увидеть в Эрмитаже?
Рембрандт — выдающийся нидерландский художник. Обширная коллекция его полотен собрана в Эрмитаже и даёт представление о технике живописи мастера в разные периоды. В статье вы узнаете, как собиралась коллекция и менялся стиль живописца.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) — крупнейший представитель золотого века голландской живописи, работавший в разнообразных жанрах и техниках. Признанный мастер светотени, сумевший тонко передать на своих полотнах человеческие чувства и переживания. Основу наследия Рембрандта составляют портреты, а также картины на религиозные и мифологические темы. Художник писал исторические и аллегорические полотна, пейзажи, жанровые сцены и натюрморты. Гениальность художника объясняется нестандартной техникой живописи и любовью к экспериментам. Примечательным остаётся факт, что, помимо живописи, до конца жизни Рембрандт занимался графикой, предпочитая технику офорта. Использование метода сухой иглы и повторного травления придавало его гравюрам эффект живописных картин. Новизна его художественных поисков позволили художнику стать одним из величайших мастеров изобразительного искусства.
История коллекции
Знаменитая коллекция Эрмитажа включает более 20 живописных и тысячи графических работ Рембрандта. В экспозиции также представлены произведения его учеников и последователей. Коллекция его произведений даёт полное представление о технике живописи мастера во всех периодах его творчества. Основная часть собрания начинает формироваться в конце XVIII века. Чаяниями императрицы Екатерины II и её агентов приобретаются знаковые полотна Рембрандта и его школы.
Коллекция Екатерины II является основой будущего Эрмитажа. Но первая картина Рембрандта, привезённая в Россию, была приобретена по поручению Петра I в 1717 году. Считается, что это было полотно «Давид и Ионафан», нашедшее новых владельцев на распродаже знаменитого собрания Яна ван Бейнингена в Амстердаме. Купленная в Голландии картина была выставлена во дворце Монплезир в Петергофе, а уже в 1882 году пополнила знаменитую к тому времени коллекцию музея. Это великолепный образец зрелого творчества Рембрандта, где глубина человеческих чувств показана удивительно тонко. На смену эффектным драматическим сценам ранних картин живописца приходит поэтизация повседневного быта: преобладающими становятся сюжеты лирического плана. Картина проникнута запредельной тоской и горестью. Нежный образ плачущего Давида, облачённого в розоватые одежды, контрастирует с серьёзным и мрачноватым Ионафаном в светло-зелёном платье. Считается, что на написание картины художника сподвигло тяжёлое потрясение от смерти его первой жены.
Важнейшим этапом в формировании эрмитажного собрания была эпоха царствования Екатерины II. Благодаря стараниям известных экспертов, императрица формирует одну из богатейших коллекций живописи в то время. Наряду с этим, имелись и другие причины, по которым Екатерина принимает важное решение. Одна из них — престиж монархии и государства в эпоху просвещённого абсолютизма. Так, в в 1767 году в Париже при распродаже собрания Жюльена был приобретён «Портрет Бартье Мартенс» — выдающийся образец портретного творчества Рембрандта 1640-х гг. Его по праву можно считать одним из первых примеров разработки художником знаменитой светотени, призванной раскрыть внутренний мир человека.
Развитие коллекции
Знаковым событием того времени стала покупка знаменитой картины «Возвращение блудного сына», впоследствии ставшей визитной карточкой музея. Основная идея картины — красота человеческого понимания, сострадания и прощения, воплощённые в выразительных позах и лаконичных жестах отца и сына. Чтобы подчеркнуть сложный момент покаяния и печали, Рембрандт передал поток смысла и эмоций, как личных, так и универсальных. Картина впечатляет техникой исполнения, пастозным наложением красок, насыщенностью цвета и светотени, что усиливает драматизм библейского сюжета. А использование прозрачных лессировок, чередующихся с корпусной живописью, делают эту работу одним из признанных шедевров гения.
Знаменитая коллекция Эрмитажа включает в себя и работы раннего, т. н. лейденского периода творчества. К ним относится «Портрет учёного». Это произведение — одна из первых попыток раннего Рембрандта ввести в портрет сюжетное действие. Несмотря на смелые попытки внешней активности, взгляд портретируемого ещё выдаёт состояние спокойного размышления и бросающейся дисгармонии с его внешней оживлённостью, но в целом задаёт нужный вектор творчеству художника, старающегося нащупать характер модели.
В 70-е гг. XVIII века в собрание Эрмитажа поступили другие картины голландского мастера, такие как «Флора» (портрет жены Рембрандта Саскии в образе богини плодородия). Великолепный портрет, выполненный Рембрандтом в т. н. светлый период творчества художника, относится к самым известным трудам великого голландского живописца. Картина насыщена яркими красками и максимально детализирована. Для фона художник использовал тёмные оттенки зелёного. Сама героиня выписана нежными персиковыми тонами. На полотне — муза Рембрандта, юная Саския, предстающая перед зрителем в роскошных нарядах. Общее впечатление торжественности и праздничности создаётся за счёт прекрасного венка из нежных цветов, покоящегося на голове. Лицо её открыто и светло. Примечательно, что в XVIII веке произведение живописца именовали по-разному: либо «Портрет молодой женщины», либо «Еврейская невеста». Современное название «Флора» получила лишь в XIX веке.
Личная драма в работах Рембрандта
После смерти первой жены Рембрандта начинается трудный период в жизни художника, что отразилось и на творчестве мастера. В красочной гамме все больше начинают преобладать золотисто-коричневые тона, удивительно богатые своими оттенками. Художник обращается к смелым мазкам и опускает характерную для раннего творчества детализацию. Образы становятся глубже, на что указывают полотна из знаменитой коллекции Жозефа-Антуана Кроза и барона де Тьера. Среди работ, характеризующих данный этап творчества Рембрандта, выделяется «Святое семейство», в котором воплотилась мечта художника об утраченном домашнем очаге, и «Даная». Шедевр, написанный в 1636 году, является воплощением новых эстетических взглядов Рембрандта. Художник решил отказаться от общепринятых канонов изображения и создал картину, выходящую за рамки тогдашних представлений о красоте. Центральная фигура была выполнена со смелой реалистичностью, противопоставив духовность и теплоту интимного образа идеализированным персонажам эпохи Возрождения.
Нельзя обойти стороной и одну из жемчужин эрмитажной коллекции — динамичное и остросюжетное полотно «Жертвоприношение Авраама», поступившее в музей из великолепного собрания сэра Роберта Уолпола. Спокойные, холодные тона в серо-зелёной гамме — основа колорита картины, контрастирующие с сильно освещённой фигурой Исаака. В этой работе традиционный сюжет становится для Рембрандта испытанием его мастерства, зрелости, а тема жертвенности — одной из важнейших в творчестве живописца.
В 1814 году в предместье Парижа Мальмезоне состоялась распродажа имущества его последней владелицы, Жозефины Богарне, первой супруги французского императора Наполеона Бонапарта. Важнейшим приобретением с этого аукциона стала картина «Снятие с креста». Данная работа примечательна тем, что на ней Рембрандт рассказывает историю знаменитого новозаветного сюжета через освещение. Источником света является фонарь в руках мальчишки, но тело Христа и одежды апостола, держащего его на руках, отражают свет подобно зеркалу. Именно через свет художник повествует об изображённых на картине событиях и раскрывает их философский смысл. Впервые мастером применён приём, который стал основным в творчестве художника в последние годы его жизни: идеально выписанные фигуры переднего плана и постепенная растушёвка объектов, удаляющихся от центральной части полотна.
Последние годы коллекции
Ко второй половине XIX века собрание картин Эрмитажа приобрело большую популярность в Европе и являлось одним из самых значительных. Известные историки искусства писали о нём книги, публиковались гравированные репродукции его картин, выходили в свет альбомы фотографий. Богатейшая коллекция произведений искусства постоянно пополнялась за счёт поступлений из частных коллекций. Так, благодаря приобретению в 1910 году коллекции голландской живописи, собранной выдающимся русским путешественником Петром Семёновым-Тян-Шанским, в музее значительно увеличилось количество работ учеников и последователей Рембрандта.
Позднейшим экспонатом, поступившим в коллекцию Эрмитажа, была картина Рембрандта «Поклонение волхвов». Эта небольшая работа исполнена охристыми красками в технике гризайль. Контраст освещённых фигур на переднем плане и затенённого фона указывают на свойственные барочному стилю эмоциональность, театральность и напряжённый драматизм. Благодаря традиционной светотени, Рембрандт сумел в этой картине смоделировать фигуры, придав им движение и экспрессию.
Эрмитаж во время Революции 1917 года
В связи с революционными событиями 1917 года собрание Рембрандта переживает одну из самых драматических эпох за всю историю своего существования. Если в первые годы советской власти собрание Эрмитажа пополнялось за счёт национализированных крупных частных коллекций, так как многие экспонаты передавались в музеи, то уже с конца 20-х годов ситуация стала кардинально меняться. В результате в 1928–1933 гг. ряд шедевров Рембрандта ушёл с молотка в зарубежные коллекции. На аукционах были проданы такие произведения художника, как «Голова старика» и «Отречение Петра», ныне хранящаяся в Городском музее Амстердама. Картина «Обвинение Иосифа женой Потифара» была выкуплена практически за бесценок и впоследствии попавшая в коллекцию Национальной галереи искусств в Вашингтоне. Проданные на европейских аукционах картины включают в себя и знаменитейшие полотна, составляющие основу рембрандтовской коллекции живописи, такие как «Польский дворянин» («Ян Собеский»), «Турок», «Девушка с метлой» и «Портрет Титуса».
Богатейшее собрание работ Рембрандта в Эрмитаже является одним из крупнейших в мире. Творчество мастера, представленное в музее — это расцвет голландской живописи XVII века, которая по праву считается вершиной гениальности искусства того времени. По картинам коллекции, собранным за многовековую историю Эрмитажа, можно проследить творческий путь Рембрандта от раннего периода до зрелого, а также эволюцию его стиля: от формальности и детализации изображения до потрясающей проработки характеров и психологической глубины образов.
Эта статья была написана Даниилом Чечулиным, студентом нашего профессионального курса «Искусствовед».
Освойте университетскую программу, получите официальный диплом и станьте частью нашего комьюнити единомышленников.