До конца акции осталось:
Предновогодняя флеш-сейл со скидкой 50% на самые популярные курсы
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как христианство раскололось на католичество и православие

Христианство сегодня является одной из самых распространённых мировых религий. Представители этой конфессии есть в каждой стране, а общее количество христиан превышает 2 млрд человек. В западных странах исповедуется в основном католический обряд, а для Восточной Европы характерно православие.
Христианская вера не всегда была разделена на эти направления. Первую тысячу лет своего существования церковь официально не противопоставляла католичество православию. О том, как раскололась единая христианская церковь, и рассказываем в нашей статье.

Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Ранние церковные расколы

Христианская церковь на ранних этапах своего существования разработала особый механизм принятия решений по религиозным вопросам. Для установления единства в обрядах и мировоззрении христиан созывался Вселенский собор. На нём присутствовали представители духовенства из разных регионов. Решения Собора должны были не противоречить Священному Писанию и приниматься всеми церквями.
Некоторые древневосточные церкви отстранялись от участия в разработке общих правил и соблюдали собственные догматы. Христианство начинает раскалываться на отдельные направления. В 431 году отделяется Ассирийская церковь Востока, а в 451 объявляет независимость целый ряд африканских и ближневосточных церквей.
Предпосылкой раскола церкви на католическую и православную стало падение Рима. В 395 году единая империя делится на западную и восточную части. Хотя в каждой из них был свой император, юридическое пространство оставалось единым, и жители обоих регионов считали себя римлянами.
Первый Вселенский собор

Противостояние Рима и Византии

Существование двух крупных христианских церквей в лице латинской и греческой создавало конфликты. Римские папы стремились расширить своё влияние на восток, что задевало интересы патриархата Византии. В IX веке разгорелась борьба между римским и греческим духовенством за право распространять свою веру в Болгарии. Эта страна ещё не приняла христианство, и её правитель склонялся поначалу к восточной церкви. Однако промедление византийских миссионеров и активная деятельность Рима значительно усилили папское влияние.
В 867 году византийский патриарх Фотий решает созвать собор, чтобы осудить действия римской церкви. Фотий утверждает, что западные священники установили в Болгарии новые догматы. Патриарх указывал на недопустимость западных обрядов с точки зрения канона. Главными объектами нападок Фотия стали изменение Символа веры и пропаганда папской власти. Итогом конфликта стало признание болгарами власти византийского патриарха. Фотий в свою очередь согласился на уступки римскому папе и признание его статуса. Хотя этот собор не привел к значительному разделению церквей, на нём были обозначены существенные противоречия между Римом и Константинополем.
Фотий
В XI веке латинские монахи начинают борьбу с упадком в западной церкви. Они считают, что преодолеть кризис можно только с помощью сильной папской власти. В этот период появляется взгляд на римского папу как на главу всех христиан. Византийское мировоззрение заключалось в равенстве между руководителями всех церквей. Греческие патриархи не могли признать над собой власть папы.
Кроме того, накопилось множество различий в структуре церквей. Для Рима характерно было большое количество епископов, которые совершали церковные таинства. В Византии функции епископа на богослужении исполнял обычный священник. Византийские священнослужители имели право вступить в брак, а западным это запрещалось.

Проблема филиокве

Серьёзным поводом для идейного раскола в церкви стала проблема филиокве. В 381 году на Вселенском соборе был принят краткий свод всего учения, названный Символом веры. Он состоит из 12 пунктов, излагающих основы учения.
Формула Символа веры считается канонической и неизменной, однако в западной церкви допущено небольшое нововведение. Изначально христиане говорили, что от Бога Отца исходит Святой Дух. В Западной Европе примерно с VI века стали добавлять «и от Сына». Эта прибавка и называется «филиокве».
Смысл филиокве — в обозначении равенства Христа своему отцу. Латинская церковь приняла новую формулу, чтобы устранить популярную в те годы ересь арианства. Еретики утверждали, что Бог сотворил Иисуса, и поэтому они не могут быть равны. Византийские христиане восприняли изменение Символа веры как посягательство на устои церкви.

Спор о хлебе для причастия

В 1053 году в греческой богословской среде возникает спор о хлебе для причастия. Дело в том, что восточная традиция в основном использовала дрожжевой хлеб в богослужении. Изначально нападки византийского духовенства были направлены на армян, которые причащались пресным бездрожжевым хлебом. Оказалось, что такая же традиция распространена и на западе. Борьба с армянской формой богослужения затронула и верующих латинской церкви. Папа римский Лев IX выразил протест греческому патриарху, что переросло во взаимные анафемы, то есть отлучения от церкви.

Великий раскол

Годом Великого раскола церкви считается 1054-й — год окончательного разделения на православие и католицизм. Последней каплей в конфликте стало закрытие латинских церквей в Византии. Поводом к этому послужил спор о хлебе 1053 года. Папские легаты, то есть личные представители папы римского за рубежом, пришли в Константинополь с отлучительной грамотой. Ответом греческого патриарха стала анафема для самих легатов. С этого момента представители каждой церкви стали считать своих оппонентов раскольниками и нарушителями традиции.
В эпоху крестовых походов помимо политической конкуренции случались и вооруженные конфликты. Норманнский князь Боэмунд в 1107 году организовал нападение на Византию при поддержке папы римского. Он убедил понтифика, что православные являются еретиками и законной целью для крестового похода. Дальнейшие отношения между конфессиями развивались с переменным успехом.

Итоги раскола

В Средние века намечается тенденция к сближению, обусловленная политическими причинами. Византия находилась под угрозой турецкого завоевания и активно искала помощи. Однако претензии римских пап на абсолютный авторитет мешают православным принять их условия.
Западная и восточная церкви до сих пор не пришли к единству. Вокруг каждой конфессии формируется своя уникальная цивилизация, которые даже сегодня во многом противостоят друг другу. Несмотря на общие представления об устройстве мира и морали, христиане создали очень разнообразные формы общественного устройства.

Правое полушарие Интроверта

ИСТОРИЯ