В кинематографе сложилось множество приемов и техник, которые помогают создать захватывающие фильмы. Однин из них — макгаффин. Рассказываем подробнее про этот популярный приём, а также о том, кто и зачем его использует и какую роль он играет в общем сюжете кинокартин.
Время чтения: 5 минут.
Что такое макгаффин?
Макгаффин — это сила движущая сюжет. Это может быть как предмет, так и персонаж, событие или идея. Основной целью этого приёма является создание мотивации для персонажей, хотя по своей сути он не сильно влияет на сам сюжет.
Чтобы этот приём сработал, сценарист должен прописать ему чёткую ценность: почему герой хочет получить предмет? Это мечта всей его жизни? Доказательство для исследовательского проекта? А, может быть, его вынуждают шантажом отправиться в путь? В хорошем фильме, вне зависимости от жанра, макгаффин может сыграть важную для понимания личности героя и его предыстории роль. Зритель должен верить, что у персонажа нет другого выбора, ему необходимо отправиться за Граалем, кладом, на поиски преступника и так далее.
Кто придумал этот термин?
Макгаффин придумал британский сценарист Ангус Макфайл, но большую популярность этот термин приобрёл благодаря Альфреду Хичкоку. Они часто работали вместе, поэтому Хичкок был знаком с этим словом и адаптировал его под свои нужды.
В 1939 году на одной из лекций в Колумбийском университете Хичкок впервые упоминает макгаффин. Он объяснил его как предмет, который играет важную роль в сюжете, но сам по себе не обладает значимостью для рассказчика. Позже в интервью он говорил: «макгаффин — это ничто».
Это может быть буквальное ничто, иллюзия, за которой гонятся персонажи, навязчивая идея, абстрактная правда. Макгаффину не обязательно быть физическим объектом и появляться в картине, потому что его основная функция — запустить историю, создать повод для героя выйти из дома и пойти совершать какие-либо дела.
Связь с мифами и литературой
В этом макгаффин похож на двигатель мифологического сюжета. Например, в греческой мифологии подвиги Геракла имеют квестовую природу: ему нужно пойти в далёкие земли за конкретным объектом. Отличие повествования в мифе от типичного сюжета с макгаффином в том, что у Геракла всегда было конкретное задание: убить именно немезийского льва, привести в Микены определённых коров. У этого есть исключения: яблоки Гесперид и пса Цербера герой получает, однако заказчик, Еврисфей, отказывается от них из-за страха (в первом случае он боится богов, а во втором — само чудовище).
В более современной литературе также можно найти примеры, где определенные предметы или цели становятся центральными элементами сюжета. Например, в романе «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина, Кольцо Всевластья — макгаффин, который движет сюжетом и влияет на действия героев. В «Гарри Поттере» двигателем сюжета тоже становятся предметы: философский камень, пророчество, могущественная волшебная палочка. В детективах макгаффином служит идея о решении загадки и поиске ответов, а в любовных романах — концепция счастья, которая ждёт персонажей в конце.
Макгаффин в кино вполне может быть вдохновлен мифологией и литературой, но его использование более широко. Он помогает создать напряжение и ощущение приключения, а также играет роль символа или метафоры, отражающей глубинные темы и конфликты. При этом важнее процесс, чем нахождение предмета, информации или идеи — внимание уделяется пути героя и его внутренним изменениям.
Какие бывают макгаффины в кино?
Макгаффины могут принимать разные формы и иметь различные функции в сюжете. Рассмотрим несколько типов макгаффинов и их влияние на ход повествования:
- Предметы власти. Это макгаффины, которые обладают огромной силой или значимостью в мире фильма: артефакты, магические объекты, технологии. Их поиск или захват вызвает конфликты и определяет дальнейшие действия героев.
- Секретная информация. Такие макгаффины содержат важные данные или тайны. Они становятся главной сюжетной интригой, а их добыча или, напротив, защита — сюжетообразующим нарративом событий.
- Личные цели. Они связаны с главным героем и его личными стремлениями. Это прошлые травмы, потери или желание достичь какого-либо результата. Возможность их достичь — толчок сюжета и направляющая для персонажа..
- Абстрактные идеи. Это концепции или символы, не обязательно связанные с конкретными предметами. Например, они могут быть показаны как метафоры — ценностей, идеалов или философских понятий. Их осознание или принятие приводит к внутренним изменениям персонажей и определяет итог их путешествия.
Смотрите курс-саммари «Полная история кино», чтобы узнать, какими приёмами пользуются режиссёры разных киножанров. Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней по промокоду BLOG15. Он действует до 25 июля при регистрации в приложении и на сайте.
Примеры использования приёма
В фильме «Леди исчезает» Хичкок использует персонажа как макгаффин. Старушка миссис Фрой загадочным образом исчезает из купе и все попутчики говорят протагонистке, что никогда не видели её. Так начинается закрученный сюжет комедии. В итоге в сюжете появятся погони, шпионы и заговоры, но толчком ко всему этому становится именно пропажа человека.
В «Криминальном чтиве» портфель, за которым охотятся герои, — это классический пример макгаффина. Содержимое таинственного светящегося портфеля никогда не раскрывается, а погоня за ним Джулса и Винсента служит движущей силой сюжета и мотивирует их поступки.
Сюжет «Гражданина Кейн» запускается загадочным словосочетанием «розовый бутон», которое главный герой произносит перед смертью. Ради разгадки значения этих слов журналист постепенно погружается в жизнь Кейна. Зрители видят разгадку значения этой фразы, когда рабочие сжигают имущество героя и камера фокусируется на надписи на детских санках. Но для персонажей это остаётся таинственным то ли предметом, то ли кодовым словом, которое потеряно во времени.
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней по промокоду BLOG15. Он действует до 25 июля при регистрации в приложении и на сайте.
Кино — это отдельный вид искусства со своими правилами и приёмами. О некоторых из них мы писали в этом материале:
Общий, крупный, средний: какие бывают планы в кино
Легендарные актёры и режиссёры часто становятся объектами критики. Рассказываем, можно ли считать Николаса Кейджа гением, в видео нашего проекта: