До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему критическое мышление — главный навык XXI века

Одной из серьезных проблем сегодня становится информационная перегрузка. Новости, соцсети, рекламные баннеры — все хотят захватить наше внимание. Это может приводить даже к информационной тревоге: мы просто теряемся в потоке информации.

Пандемия ещё ярче подсветила эту проблему. Сегодня нам приходится учиться отличать фейки от правды, заблуждения от научных данных. Помочь в этом может критическое мышление — пожалуй, главный навык современного человека. Попробуем разобраться, что же значит мыслить критически.

Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать

Что такое критическое мышление


Критическое мышление — это такой способ организации мышления, который позволяет анализировать информацию, ставить её под сомнение, делать выводы и самостоятельно оценивать корректность этих выводов. Иными словами, человек, обладающий критическим мышлением, разумно и сознательно выбирает, какой информации доверять и как применять полученные сведения.

Сам термин впервые использовал американский философ и педагог Джон Дьюи в книге «Как мы мыслим». Но это не означает, что до него критического мышления не существовало. Дело в том, что раньше оно было привилегией элит. Знание было доступно небольшому числу грамотных людей: учёным, философам, представителям духовенства. Тогда основой любого академического образования была логика Аристотеля. Но сегодня классической логики оказывается недостаточно.

Информация в современном мире накапливается с небывалой скоростью. Эрик Шмидт подсчитал, что за весь период с появления человеческой цивилизации и до 2003 года было произведено такое же количество информации, какое сегодня появляется за два дня! А если учесть, какую часть составляют фейки, пропаганда и просто ошибки, ситуация становится еще сложнее. Как во всем этом разобраться?

Эрик Шмидт

Проверять информацию


Здесь мы можем прибегнуть к помощи журналистов. Они давно занимаются большими массивами данных и выработали свои методики. Во-первых, лучше брать минимум три, а лучше пять разных источников и сравнивать, что они пишут по одной и той же теме.

Также можно воспользоваться правилом 5W + H. Это система вопросов, которые стоит держать в голове при чтении любой информации: What? Why? Who? Where? When? How?  Проверяйте, указано ли, что произошло, почему, кто об этом сообщил, где, когда и как это случилось. С помощью этой системы можно, например, проверять подлинность новостей. Если журналист скрывает обстоятельства или не указывает источник, это серьезный повод задуматься.

Важно учитывать и качество источников. Много конфузных ситуаций сложилось вокруг псевдоинформационного (а на деле юмористического) агентства «Панорама». На главном сайте указано, что все новости являются фейком и фантазией авторов, но даже федеральные СМИ периодически на него ссылаются. Также помните, что сегодня знание существует в рассредоточенном виде: если кто-то утверждает, что только «брат мужа троюродной сестры из ФСБ» знает секретную информацию, которую от всех скрывают, скорее всего, это не так.


Бороться с когнитивными искажениями


Наше мышление несовершенно. Мы подвержены когнитивным искажениям, которые необходимо преодолеть. Одно из самых распространенных искажений — «после значит вследствие». На нём построено множество лженаучных теорий. Так работает и «народная медицина»: кажется, что если вам полегчало после того, как бабушка заговорила болезнь, то это произошло благодаря ей.

Наш мозг склонен к апофении  — желанию находить связи между явлениями и событиями там, где их на самом деле нет. Этот эффект часто сопровождается сильными переживаниями: человеку кажется, что ему открылся какой-то тайный смысл бытия. На деле всё наоборот. Если что-то вызывает у вас сильную эмоциональную реакцию, возможно, вами манипулируют, ведь именно на эмоции и нацелены манипуляции.

Анализировать аргументы


У критического мышления есть и обратная сторона. Иногда мы так хотим найти второе дно и докопаться до правды, что увлекаемся и уходим в конспирологию. Понятно, почему конспирология так популярна: мир становится всё сложнее, появляется всё больше способов его объяснить, и в них легко запутаться. Как этого избежать?

Благодаря сериалу «Доктор Хаус» многие слышали о бритве Оккама, но есть ещё одна «бритва» — бритва Хэнлона. Это не строго философский концепт, как у Оккама, а, скорее, иронично описанный принцип мышления.

Кроме Роберта Хэнлона, этот принцип в разных формулировках предлагали Роберт Хайнлайн, Гёте, Наполеон и многие другие. В общем виде он звучит так: «Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью». Если мы пытаемся разобраться в причинах неприятных или пугающих нас событий, в первую очередь нужно рассмотреть возможность человеческой ошибки — чаще всего этот вариант и будет правильным.


Понять, что не все думают так же, как мы


Мы все живем внутри информационных пузырей. Люди, с которыми мы постоянно общаемся, скорее всего, имеют схожий социальный статус, уровень образования и жизненный опыт. Из-за этого нам может казаться, что все люди такие же, как мы и наши знакомые. Этот перенос нужно отслеживать: а не приписываем ли мы другим свои собственные взгляды и ценности?

Одна из главных проблем любых наук об обществе: как собрать такую выборку людей для исследования, чтобы полученные данные отражали представления всего общества? Тут большие цифры оказываются важнее опыта отдельного человека. Например, обязательно найдутся люди, которым, помогла гомеопатия, но исследования на больших группах доказывают её неэффективность.

Как развить критическое мышление


Критическое мышление необходимо нам не только для того, чтобы не оказаться во власти фейков и теорий заговоров, но и в повседневной жизни.

Никакого универсального способа развить критическое мышление нет, как нет и волшебной таблетки, которая помогла бы всегда понимать, где правда, а где ложь. Развитие критического мышления — это постоянная практика.

В любых повседневных делах останавливайтесь и задавайте себе вопросы. Почему я хочу купить этот товар: потому что он мне нужен или потому что он по акции? Я хочу жить в этом районе, потому что мне комфортно или потому что он считается модным?

Все эти вроде бы простые операции требуют от нас навыков критического мышления. Например, прямо сейчас вы можете попробовать поставить под сомнение утверждения из этого текста.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ ФИЛОСОФИЯ