До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему творчество и любовь Верлена и Рембо были прокляты?

Французская поэзия конца XIX столетия стала во многом определяющей для модернизма XX века. Верлен, Малларме, Рембо открыли особенный поэтический язык, основанный на аллегоричности и намеках. Для обозначения нового направления Верлен даже создал особое понятие — «проклятые поэты». Так он обозначил круг близких ему авторов, которые не были признаны широкой аудиторией.

Приложение для саморазвития. Скачать.

Образ жизни «проклятые поэты» тоже вели вызывающий. Пожалуй, самой знаменитой стала история Верлена и Артюра Рембо. Сегодня мы попробуем разобраться, как складывались отношения двух поэтов и как их жизнь повлияла на их творчество.

Проклятые поэты

Понятие «проклятые поэты» придумал Поль Верлен: так он назвал цикл статей, который вышел в 1883 г. «Проклятыми» были поэты, которые сознательно отказались от буржуазных ценностей, ушли в мир идей и фантазий. В эпоху критического реализма они говорили о неуловимом, зыбком, иррациональном.

Так, Рембо искал смысл не в словах, а в буквах, которые сами по себе обычно ничего не значат. В стихотворении «Гласные» он писал:

А — бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.
Е — белизна холстов, палаток и тумана.
Блеск горных родников и хрупких опахал!



Кроме Артюра Рембо, Верлен относил к «проклятым поэтам» Тристана Корбьера, Стефана Малларме и некоторых других. Но его определение сразу стало нарицательным: так стали называть Вийона, Китса, Эдгара По и Бодлера — тех, чьи жизнь и творчество не вписывались в общепринятый канон. Их отличали эпатаж, бунт, интерес к запретным темам сексуальности и насилия. Они исследовали пограничные состояния человеческой психики, поэтому их интерес к наркотикам и алкоголю неслучаен.

Наиболее яркими представителями стали Поль Верлен и Артюр Рембо. Их эпатажные выходки становились постоянным предметом для пересудов. Например, когда Верлен издал свой поэтический сборник «Подруги, сцены сапфической любви», наполненный эротическими стихами, суд вынес решение уничтожить сборник, а автора оштрафовать.

Их поэтические прозрения были напрямую связаны с беспорядочным образом жизни. И здесь «проклятые поэты» явно ориентируются на своего кумира Шарля Бодлера.

Почему творчество и любовь Верлена и Рембо были прокляты?

Влияние Бодлера


Бодлер говорил: «Будь пьян, если не хочешь быть заложником бегущего времени; будь пьян постоянно!». Для него алкоголь был мировоззрением. Речь здесь, конечно, идет и о самом мироощущении: поэт должен быть пьян жизнью во всех ее проявлениях. В этой концепции не существует прекрасного и безобразного. Сборник Бодлера «Цветы зла» яркое тому подтверждение. В нем он изображает разного рода сексуальные и психологические патологии. Даже в трупе лошади поэт готов увидеть нечто прекрасное, посвящая ему целое стихотворение.



Образ жизни Бодлера привел к тому, что к 45 годам его здоровье сильно ухудшилось. К этому привело не только злоупотребление алкоголем: еще в молодости он заразился сифилисом в одном из дешевых публичных домов. И это тоже укладывалось в эстетическое миросозерцание поэта: жизнь должна быть разыграна как произведение искусства, необходимо попробовать все, испытать самый разнообразный чувственный опыт, который переплавится в поэзию. Именно такую жизнь задумают прожить Верлен с Рембо.

Отношения Верлена и Рембо


Почему творчество и любовь Верлена и Рембо были прокляты?

Верлен был старше Рембо на 10 лет. Когда они познакомились, он был уже состоявшимся поэтом, его жена ждала ребенка, и жизнь не предвещала никаких резких перемен. Привычный уклад рушится в 1871 г., когда Верлен получает от Рембо письмо со стихами и просьбой о помощи. Верлен приглашает молодого человека приехать в Париж, вложив в конверт деньги на дорогу, и Рембо принимает приглашение.

В этот период Рембо увлечен поэзией. Он живет в соответствии со своими представлениями о том, кем должен быть настоящий поэт — преступником. Он должен разрушать любые устоявшиеся каноны, проживать жизнь, наполненную яркими впечатлениями. Его раздражают любого рода условности и правила приличия.

В доме своего кумира Верлена Рембо ведет себя вызывающе. За первым же обедом он громко чавкает, а в конце трапезы достает трубку и курит дешевый вонючий табак. Он не стирает одежду и не моется. Свое поведение Рембо объясняет так: «Я погибаю, я гнию в мире пошлом, злом, сером. Что вы от меня хотите, я упорствую в своем обожании свободной свободы». Стремление избавиться от социальных норм приводит к тому, что Рембо выгоняют из дома Верлена. Рембо селится в мастерской у Шарля Кро, друга Верлена, но, вместо того чтобы отнестись к этому с благодарностью, он вырывает листы из дорогого журнала «Артист» и использует их как туалетную бумагу.

Картину довершает алкоголизм. После женитьбы Верлен старался не пить — теперь же он снова уходит в продолжительные абсентные запои, а Рембо составляет неизменную компанию своему покровителю.

Чем все закончилось?

В итоге Верлен уходит из семьи и отправляется в путешествие с Рембо. То и дело приятели ссорятся, расстаются и снова сходятся. Окончательную точку в отношениях поставил выстрел, который в порыве алкогольного бешенства сделал Верлен, попав своему другу в запястье. Его приговорили к двум годам тюрьмы. Но не только за выстрел: во время обыска в гостинице, где жили мужчины, следователь нашел письма и стихи двусмысленного содержания.

Рембо заложил основу таких направлений в поэзии, как символизм, экспрессионизм и имажинизм, но после расставания с Верленом перестал писать: все значимые стихи он создал до 19 лет. Он пытался сделать карьеру торговца, но всегда нуждался в поддержке матери. Спустя 10 лет после разрыва Верлен написал свои статьи о «проклятых поэтах».

Рембо умер в 37 лет от рака кости. Поклонники установили ему памятник в родном городе. Мать Рембо так и не пришла на его открытие. Она пережила сына на 16 лет и до самого конца считала его неудачником.

На примере жизни Верлена и Рембо мы видим, насколько разрушительным может быть влияние литературы на творца. Оба поэта подчинили свои жизни тем тенденциям, которые сложились сначала у романтиков, а в дальнейшем у декадентов, главным из которых стал Бодлер. Поиск свободы и вдохновения привел Верлена к алкогольной зависимости и тюрьме. Рембо же разочаровался в поэзии и всю жизнь странствовал, так и не обретя покоя. Тем не менее творчество обоих стало той составляющей мировой литературы конца XIX — начала XX вв., без которой нельзя представить эпоху.