Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Трагедия казачества через судьбу Мелехова в романе «Тихий Дон»

В центре романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» — трагедия донского казачества, которая разворачивается на фоне революции и Гражданской войны. На страницах романа-эпопеи было описано многое: разорение хуторов, крах традиционного уклада жизни, вынужденные переходы казаков между красными и белыми. И тем удивительнее, что Шолохову было всего 20 лет, когда он начал писать «Тихий Дон». В этой статье мы разберемся, как молодой писатель отразил горе целого народа с психологической достоверностью.
Время чтения: 8 минут.

Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Трагедия казачества в романе

Русская литература знает два великих романа-эпопеи: «Война и мир» и «Тихий Дон». В этом жанре писатели изображают масштабные исторические события. В случае с Шолоховым, это катастрофы начала XX века, которые не только задали новое направление развития страны, но и разрушили прежний уклад жизни многих людей. Конкретно в «Тихом Доне» мы следим за трагедией казачества.
Казачество — это военное сословие в дореволюционной России, которое охраняло государство на его границах. Оно вело автономный и свободолюбивый образ жизни. Даже на службу казаки приходили со своим оружием, конем и снаряжением, настолько были самостоятельными. А еще это сословие было очень привязано к земле и семейным устоям. Их семьи были патриархальными. Младшие беспрекословно подчинялись старшим, а женщины, хоть и обладали сильным характером, занимались домашним хозяйством и воспитанием детей.
На протяжении веков казачество жило по своим законам. Однако революционные и военные события начала XX века разрушили устоявшийся порядок. Во время Первой мировой войны казаки, верные своим традициям, воевали за Отечество. Однако после революции 1917 года начался глубокий раскол внутри общества. Большевики, которые пришли к власти, увидели в казачестве силу, способную восстать против нового режима. В 1919 году они развязали политику расказачивания, которая была направлена на уничтожение сословия. Казаки оказались перед сложным выбором. С одной стороны, красные конфисковали их имущество, проводили массовые репрессии, расстрелы и выселения. Так большевики вынуждали казаков поддержать их. С другой, сословие могло присоединиться к белым и попытаться сохранить остатки прежней жизни.
Неслучайно «Тихий Дон» начинается с двух эпиграфов: старинных казачьих песен, которые предвосхищают трагические события романа. Вот как звучит одна из них:
Не сохами-то славная землюшка наша распахана…
Распахана наша землюшка лошадиными копытами,
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами.
Эти строки задают тон произведения — они пропитаны болью и скорбью целого народа. Шолохов в романе описывает безвыходное положение казачества: метания между красными и белыми оборачиваются разрухой, прежняя жизнь уходит навсегда. Как это показывает писатель? Через судьбу главного героя, Григория Мелехова, в которой отражены все горести его времени.

Война в душе Григория Мелехова как отражение Гражданской войны

Противоречивость, пожалуй, главная черта Григория Мелехова. На протяжении всего романа мы видим, как герой стоит на распутье в разных жизненных ситуациях: будь это выбор между Аксиньей и Натальей, красными и белыми. Так Шолохов раскрывает трагедию казачества.

В начале романа Григорий влюбляется в замужнюю девушку, Аксинью. Она несчастна в браке со Степаном Астаховым: после первой брачной ночи тот начал изменять жене и применять к ней физическое насилие. Постепенно Аксинья находит утешение во взаимной любви к Григорию. Но тот оказывается неспособным на решительные действия. Мужчина разрывается между любовью к Аксинье и долгом перед семьей. Ведь против отношений с замужней женщиной выступает отец Григория, Пантелей Прокофьевич. Он предлагает своему сыну в жены Наталью Коршунову. Григорий слушается, несмотря на то, что не испытывает чувств к ней. Уже одна эта ситуация отражает глубокий личностный конфликт героя.

Шолохов всячески подчеркивает пылкость и грубость Аксиньи и холодность и спокойствие Натальи. Это не просто разные женщины, это две составляющие души Григория. К слову, это противоречие уживается в характере почти всех казаков: привязанность к семье и традициям у них сочетается со свободолюбием и страстностью.

После женитьбы на Наталье Григорий начинает изменять ей с Аксиньей, которая пробуждает в нем страсть. Разрешаются метания героя настоящей трагедией. Беременная Наталья узнает, что ее муж в очередной раз возобновил роман с Аксиньей, и делает неудачный аборт, в результате чего погибает. В конце романа от случайной пули умирает и Аксинья, именно в тот момент, когда обозначится перспектива их новой жизни с Григорием.
Как и в личной жизни, где он разрывается между двумя женщинами, на поле битвы Григорий постоянно переходит от одного лагеря к другому. Изначально он выступает на стороне белых и защищает свою землю и традиции казачества. Но постепенно герой оказывается втянут в ряды красных, что он воспринимает как вынужденный шаг в попытке выжить. Однако ни одна из сторон не приносит ему ни мира, ни удовлетворения. Каждое новое сражение ведет лишь к утрате. Григорий лишается брата, отца, товарищей. В каждом из этих переходов герой теряет частицу себя и отдаляется от корней, семьи, земли, к которой он был так привязан.

В конце концов, Григорий оказывается в состоянии полной внутренней дезориентации: он не знает, за что сражается и к кому принадлежит, став жертвой трагедии своей эпохи. Война — настоящее испытание для совестливого Григория. Стоит вспомнить эпизод убийства безоружного австрийца. Мужчина видит в этом преступление, которое нельзя оправдать обстоятельствами войны. Это стало первым большим разочарованием Григория. После он сталкивается с революцией и Гражданской войной, служит у белых, затем переходит к красным. Здесь ему не доверяют, ведь раньше герой принадлежал к другому лагерю. Григорий покидает поле битвы в надежде вернуться домой и построить семью, но гибель Аксиньи рушит все мечты Григория.

В романе «Тихий Дон» мы видим кризис идентичности Григория Мелехова на всех уровнях: в любви, семье, на исторической арене. В финале романа Григорий, как и все казачество, остается на обломках прежней жизни, в полном одиночестве, без цели и веры в будущее. Шолохов-художник понимает, что глобальную катастрофу достоверно изобразить можно только в лицах. По этой причине он выстраивает своего персонажа как собирательный образ народа и страны: Григорий так же нестабилен и потерян, как казачество и русский человек вообще. Так можно ли назвать «Тихий Дон» романом-эпопеей? Или же это роман-трагедия?

«Тихий Дон» — эпопея или трагедия?

Финал романа «Тихий Дон» мало кого оставил равнодушным: Григорий возвращается на родной хутор, где узнает о смерти дочери от «глоточной», то есть от скарлатины. В заключительной сцене герой стоит у ворот дома с сыном на руках. Шолохов пишет: «это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». Дом, главная ценность казака, был уничтожен историческим вихрем, и Шолохов мог показать это только на конкретном примере.

Именно в этот момент роман-эпопея превратился в трагедию с классической для этого жанра развязкой: умирают почти все ключевые герои. В этом скрывается шолоховская оценка всех описанных исторических событий. Никакие идеологические и сословные разногласия не стоят человеческой жизни. Нет правды среди красных, нет правды среди белых. Любая война заканчивается возвращением выживших домой, но что остается от дома, главной ценности казачества? И возможно ли воссоздать прежнюю жизнь на руинах? Эти вопросы кажутся в контексте романа риторическими.
Как Толстой в «Войне и мире», Шолохов показал исторический кризис с разных сторон: будь это личная история или масштабное полотно гибнущего народа. Это своего рода «мысль народная» и «мысль семейная» в романе «Тихий Дон». Оба плана произведения работают на один и тот же смысл: за любым глобальным историческим сдвигом стоит человеческая трагедия.
Литература:

  • Кузнецов Ф. «Тихий Дон»: судьба и правда великого романа. М.: ИМЛИ РАН, 2005
  • Осипов В. Шолохов. М.: Молодая гвардия, 2010
  • Семенова С. Философско-метафизические грани «Тихого Дона». Вопросы литературы, 2002
Автор: Андрей Наседкин, филолог, литературовед (НИУ ВШЭ), член Группы Достоевского (ИРЛИ РАН)
2025-01-30 18:35 ЛИТЕРАТУРА