Рецензия «Бруталист» Брэди Корбета с Эдрианом Броуди
«Бруталист» Брэди Корбета получился по-настоящему амбициозным. Он снимался на протяжении 7 лет и стал главным проектом режиссера. Его хронометраж превышает 3 часа, имеет увертюру в качестве пролога, антракт (да, это действительно перерыв в фильме) и эпилог.
Содержание картины обладает не меньшим пафосом: путь художника, пережившего холокост. Что же получилось у относительно молодого режиссера? И оправдан ли шум, который окружает картину?
Время чтения — 10 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении
Судьба Творца в послевоенном мире
1947 год, совсем недавно закончилась Вторая мировая война. Архитектор Ласло Тот (Эдриан Броуди), венгр с еврейскими корнями и бывший узник Бухенвальда, эмигрирует в Соединенные Штаты. Он надеется в полной мере реализовать свой талант к зодчеству, который был подавлен нацистским правлением. Благо образование позволяет: Ласло закончил Баухаус, — известную немецкую школу, которая заложила принципы архитектуры XX века. Его стремление привлекает внимание местного промышленника Харрисона Ли Ван Бюрена (Гай Пирс). Преисполненный особой любовью к архитектуре, он решает поддержать амбиции венгерского творца. Но вскоре маска доброжелательного мецената спадает, открывая настоящее лицо американской элиты.
Страх перед инаковостью
Центральной проблематикой для Корбета является человеческая ненависть ко всему отличному. Преследование евреев, нетерпимость к темнокожим в Америке, неприятие новой художественной формы среди «ценителей» искусства. Картина наполнена такими узлами агрессии к чему-то иному.
Точкой отсчета становится нацистская идеология, служащая закадровым контекстом картины. Политика превосходства одной расы над другими приводит к холокосту, одной из главных катастроф XX века. Сегрегация людей по принципу «свой-чужой» сеет лишь взаимную ненависть, убивая возможность будущего как такового.
С этим Ласло сталкивается не только из-за своей крови, но и по роду занятий. Его сооружения модернистской архитектуры не были близки нацистской идеологии. Они считались так называемым дегенеративным искусством — пропагандистский лозунг гитлеровской Германии. Это понятие обобщало все авангардное искусство, которое представлялось опасным для «здоровой» нации, поэтому всячески преследовалось.
Пережив творческие нападки и заключение в концентрационном лагере, Ласло переезжает в Америку, которая представляется ему символом свободы и возможностей. Но американская мечта оказывается не такой, какой казалась изначально. Ласло перебивается мелкими заработками, живет в благотворительном доме и подсаживается на героин. Вместе с тем он обнаруживает то же презрение к любому проявлению инаковости, только в более скрытой форме. Еврейское и темнокожее население сталкивается с шовинизмом, а иудейское вероисповедание становится причиной косых взглядов.
Режиссер вскрывает сущность американской мечты, формируя ее трагичный лозунг: будь как мы, иначе ты нам не нужен. Визуальным воплощением этой мысли о мнимой свободе становится перевернутая статуя Свободы, которую видит Ласло в начале ленты.
Подобное презрение к отличному обосновывает выбор брутализма как одного из центральных образов фильма. Для режиссера бруталистская архитектура — это олицетворение того, чего люди не понимают, но что они хотят уничтожить. По его словам, в 1950-х годах этот модернистский стиль столкнулся с активным сопротивлением. В этом неприятии новой творческой формы он видит схожесть с опытом иммиграции. В интервью режиссер заявляет:
«Если кто-то переезжает в пригородный городок в Америке и не похож на остальных, все хотят, чтобы он убрался к чертовой матери»
Сопоставляя искусство и политику, Корбет обнаруживает их общую нетерпимость.
Покушение на индивидуальность
Конфликт специфичного и банального заостряет вопрос идентичности и культурных корней. Герой Броуди — еврей, загнанный на другой континент мировой войной. Ему чуждо американское мировоззрение, построенное на принципах пользы и личной выгоды. Это приводит к дискоммуникации между европейским и американским менталитетами.
Внутренняя потерянность Ласло рифмуется с удаленностью его семьи. Застряв в Европе по бюрократическим причинам, они не могут приехать в Америку, что лишь ухудшает состояние Ласло. Корбет подчеркивает, что семья является фундаментом человека и именно она была уничтожена войной. В этом случае показателен обратный пример. Кузен Ласло, Аттила, для полноценной ассимиляции с американским обществом сменил фамилию и стал Миллером. Отказавшись от своих корней, Аттила стал шаблонным гражданином США, чье имя не имеет истории. Он стал частью «плавильного котла» — общества, где смешиваются разнообразные народности, создавая новую культурную среду.
Однако такая идеалистическая модель строится на ликвидации специфичности человека и этнических групп.
За деньги — да… Или нет?
Главной силой подавления человеческой воли для Корбета являются деньги. Сущность капитала воплощается в персонаже Ван Бюрене.
Давая Ласло возможность реализовать свой творческий потенциал, он заинтересован лишь в индивидуальной выгоде. Образ снисходительного мецената нужен ему для повышения общественного статуса и утешения собственного тщеславия. Эксплуатируя карманного художника, Ван Бюрен стремится приобщить себя к чему-то великому. Постепенно в нем рождается зависть к Ласло. Не обладая возможностью превзойти венгерского архитектора, он начинает его всячески подавлять. Апогеем потребительского отношения к человеку становится сцена изнасилования Ласло, снятая в грубой, практически документальной форме.
Однако такие действия указывают на бессилие Ван Бюрена и ему подобных перед настоящим художником, коим является Ласло. Они не могут стать по-настоящему великими людьми, которые впишут себя в историю или культуру. То есть проявляя грубую физическую силу, Ван Бюрен лишь говорит о том, что не может ничего поделать со своей завистью к герою. Он хочет подчинить его и отнимает у него тело. Но это бесполезно, так как Ласло все равно создал то, что хотел создать — реализовал свою волю творца.
Для него, как и для режиссера, творчество — это возможность изменить окружающий мир. Архитектура позволяет герою преодолевать любые ограничения.
Нацизм, капитал, нетерпимость и даже время не способны противостоять материализованной в бетоне памяти. Отсюда название финальной выставки в эпилоге — «Присутствие прошлого». Ласло создает напоминание о главной катастрофе XX века для будущих поколений. Вместе с тем он утверждает дух человека, сутью которого является созидание.
Смог ли режиссер раскрыть все темы?
Несмотря на столь позитивный посыл, лента не лишена ряда проблем. Размышляя о фундаментальных темах XX века, режиссер не замечает слабой проработки каждой из них.
Сущность искусства, холокост, деконструкция американской мечты, нацизм — все эти вопросы слишком объемны даже для трехчасового фильма. Режиссер лишь искусственно маркирует проблемы, не прорабатывая их глубину. Несмотря на исключительную продолжительность и охватываемый тридцатилетний период, фильм ощущается полупустым.
Порой Корбет доходит до предельно вульгарных образов. Злой капиталист лицемерен и тщеславен, он знает лишь язык насилия. Творец употребляет наркотики и живет в опале, но в конце получает заслуженное признание. Из этого вытекает условность картины, ее открыточность и тривиальность. Пафосная интонация наполняет фильм громким, но бессодержательным звуком, а поэтому работает только в минус. Амбиции режиссера, как и его протагониста, похвальны, однако не находят реализации в столь «монументальной» картине.
При всем этом мы не рекомендуем игнорировать ленту. Пускай не столь умело, Корбет все же обращает наше внимание на мировую историю, которую не следует забывать. Рассуждая о вечных человеческих пороках, он создает жизнеутверждающую картину, где созидание преодолевает разрушение. Где искусство не может быть задушено политическими или социальными преградами. Где память о трагических событиях дает возможность осознать ошибки. А значит, каждое поколение имеет шанс на лучшую жизнь, где может существовать настоящая свобода.